Главная страница



Форум

Ссылки

Литература

Мои друзья

Администратор


размести мою кнопку
на своем сайте.


 Юбилейные монеты России

Литература

Безмонетный период

[1][2][3][4][5]

Источник: книга "О чем рассказывают монеты"
Автор: В.Н.Рябцевич

Итак, по сути, единственной (если не считать полтину) реальной платежной единицей безмонетного периода были серебряные слитки. Правда, существовали и гривны, отлитые в золоте, но они употреблялись крайне редко. Помимо завещаний минского князя и его жены, этот вид денег упомянут в «Житии Феодосия, игумена Печерско-го», написанном Нестором еще в 80-е гг. XI в. «Ико-ном» монастыря жалуется игумену: «не имам купити еже на ядь (еду.— В. Р.) братии и на ину потребу». Тогда Феодосии обращается за вспомоществованием к богу. Результат не замедлил сказаться: в келью молящегося игумена «влезе светел отрок... И положив на столпе гривну злата». Это «чудо» подтверждается и показаниями «вратаря» (сторожа), который клянется, что все монастырские двери были заперты, и обычный человек не мог бы пройти через них «всю нощь»...
В 1903 г. у деревни Стражевичи Сенненского района Витебской области открыт клад, содержавший дирхемы, денарии, два серебряных слитка и обрубок золотого.
Следует отметить, что понятие «гривна» (как для серебра, так и для золота) выступало не только в роли номинала, но и как весовая единица. Грамота великого князя Мстислава Владимировича (1125—1132 гг.) новгородскому Юрьеву монастырю упоминает «блюдо сереб-рьно в 30 гривн сребра», а Киево-Печерский патерик' называет «пояс, имущ веса 50 гривн злата».
Несмотря на скудность средств рыночного обращения и платежа, безмонетный период обладал довольно сложной денежно-весовой системой. Письменные источники продолжают упоминать денежные названия, большинство которых возникло в X—XI вв. для обозначения дирхемов, денариев и их частей: векша или веверица (белка), резана, куна (куница), ногата. Трудно сказать, что именно в XII—XIII вв. скрывалось за этими терминами. Вероятнее всего, они представляли собой дробные по отношению к гривне весовые и счетные понятия.
Самой мелкой единицей была векша (веверица). «Златоструй» (XII в.) говорит о ней как о совершенно ничтожной сумме: «Вельми убог есть, яко и двою векшу не имееть» («Очень беден, даже и двух векш не имеет»). «Пандекты Никона Черноризца» (самая ранняя запись —1296 г.) рекомендуют читателям для спасения души ежедневно «даяти 5 вевериц нищим».
Автор «Слова о полку Игореве», упрекая князя Всеволода, не пришедшего на помощь брату Игорю, восклицает: «Аже бы ты был, то была бы чага (раба.— В. Р.) по ногате, а кощей (раб.— В. Р.) по резане» (т. е. сражение с половцами было бы выиграно, а пленных оказалось бы так много, что на них установилась бы низкая продажная цена). Интересно отметить, что прибалтийские немцы восприняли слово «ногата» в качестве понятия «деньги». «Ливонская хроника» под 1210 г. сообщает: «Великий король Новгрода, а также король Пскова (т. е. новгородский и псковский князья.— В. Р.) со всеми своими русскими... осадили замой Оденнэ... Осажденные просили мира у русских. Те согласились на мир... получили четыреста марок (1 марка — около 200 г серебра.— В. Р.) ногат».
«Митрополичье правосудие» (XIII в.) определяет размеры штрафов за кражу птиц и животных: «...за голубь 9 кун, за гусь 30 кун, за лебедь 30 кун, за жеравь 30 кун, за кошку 3 гривны, за собаку 3 гривны, за кобылу 60 кун, за вол 3 гривны, за корову 40 кун... за боран ногата, за порося ногата, за овцу 5 кун, за жеребца гривна» (обращает на себя внимание очень высокая стоимость кошки и собаки; только вол может соперничать с ними «на равных»!).
Слово «куны», еще в XI в. использовавшееся для обозначения денег вообще, к концу XII в. вытесняет конкурировавшее с ним в этом отношении слово «скот», в XIII—XIV вв. оно употребляется наряду с понятием «серебро» и лишь затем сменяется словом «деньги». В собирательном, «денежном» смысле куны упомянуты в одной грамоте 1289 г.: князь Мстислав Денисович Волынский налагает на жителей Берестья (Бреста) «за их коромолу» контрибуцию «по 4 гривны кун» (т. е. по 4 гривны денег).
Как все же осуществлялись мелкие, т. е. самые массовые, повседневные торговые операции на Руси безмонетного периода? Некоторые исследователи полагают, что в качестве разменных монет могли выступать шкурки пушных зверей. Это мнение в известной мере подтверждается отдельными письменными источниками. Например, Абу Хамид ал-Гарнати отмечает поразивший его факт использования «русами» вместо денег беличьих шкурок. «Слово о полку Игореве» как бы повторяет это сообщение араба: «...поганые сами, с победами нарыскивая на землю Русскую, брали дань по белке со двора». Плано Карпини рассказывает, что наместник ханов Куюка и Батыя обложил русских данью — каждый мужчина должен был выплачивать ее медвежьей или лосьей шкурой, бобровым, соболиным или хорьковым мехами. Кроме того, само существование денежных понятий — синонимов названиям пушных зверей (векша, куна) также говорит в пользу этого предположения1.Часть историков полагает, что роль заменителей монет могли играть и другие, более или менее распространенные стандартные товары с относительно постоянной стоимостью. Из числа их обычно называются раковины каури или пряслица из розового сланца, изготовлявшиеся в Овруче и окружавших его селениях. По отношению к древним землям Белоруссии эта гипотеза не находит достаточно веских подтверждений: здесь известны лишь несколько сотен овручских пряслиц, извлеченных из культурных слоев при раскопках Минска, Полоцка и других городов; еще более редки находки каури, концентрирующиеся к тому же на ограниченной территории белорусского севера — в верхнем Подвинье. Малочисленность обнаруженных к настоящему времени как сланцевых пряслиц, так и раковин каури делает очень сомнительным утверждение о возможности сколько-нибудь широкого их использования в качестве денег на западных землях Руси. Вероятнее всего, в безмонетный период процессы купли-продажи выливались преимущественно в форму непосредственного обмена одного товара на другой.