С прекращением притока западноевропейского денария
русские земли вступили в период, известный в специальной
литературе под названием «безмонетного». На территории
современной Белоруссии он продолжался до конца XIII
— начала XIV в. Его причины следует искать не только
в потере Восточной Европой монетного поставщика, но
и в ряде факторов внутриэкономического и политического
характера, приведших к распаду могучего Древнерусскогс
государства.
Вторая половина XI — первая половина XII в. характеризуются
резким ускорением процесса феодального дробления. Князья,
заботившиеся лишь о своих узких вотчинных интересах,
вели бесконечные распри друг с другом. Лишь некоторые
из них понимали неизбежность гибельных для родины последствий
междоусобиц. В 1167 г. правитель Волыни Мстислав Изяславич
призывает князей к единению и походу против степных
кочевников: «Братья! Пожалейте о земле Русской, о своей
отчине и дедине: каждый год половцы уводят христиан
в свои вежи..., а ныне у нас все торговые пути отнимают...
и Гречьский путь и Соляный (т. е. дороги в Византию
и Крым, откуда привозилась соль.— В. Р.)... Хорошо бы
нам, братья, поискать отцов и дедов своих пути и своей
чести!» Однако подобные обращения все реже находили
сочувствие в среде феодальной знати. Во второй половине
XII в. Русь перестала существовать как единое государство.
«Борьба князей с погаными кончилась,— писал автор «Слова
о полку Игореве» (около 1187 г.),— ибо сказал брат брату:
«Это мое и то мое же». И стали князья про малое «это
великое» молвили и сами на себя крамолу ковати, а поганые
со всех сторон приходили с победами на землю Русскую...
Тоска разлилась по Русской земле, печаль обильная потекла
среди земли Русской».
Тревожная внешняя обстановка ставила все более прочные
преграды связям Руси с другими государствами. Страна
оказалась в кольце врагов, стремившихся воспользоваться
благоприятными условиями для агрессии... В конце XII
в. начинаются вторжения в восточную Прибалтику германских
крестоносцев. Это организованное военное наступление,
прикрывавшееся лозунгами христианизации местных племен,
преследовало прежде всего цели захвата важнейших северо-восточных
торговых путей. Уже в первом десятилетии XIII в. Новгород
и Полоцк включились в непосредственную борьбу с немецкими
агрессорами.
В то время, когда Русь напрягала все силы для борьбы
с германскими феодалами, на северо-восточные ее земли
обрушились монголо-татарские полчища. Крупнейшие города
были варварски разрушены, ремесленный люд уводился в
рабство. Жизнь страны продолжалась лишь за счет пахаря.
В 1246 г. через Киев проезжала «вправлявшаяся в ставку
монгольского хана дипломатическая миссия папы римского
во главе с Джованни да Плано Карпини. В своих дневниковых
записях он ярко описывает ужасающие последствия нашествия
монголо-татар: «Они пошли против Руссии и произвели
великое избиение в земле Руссии, .разрушили города и
крепости и убили людей... Когда мы ехали через их землю,
мы находили бесчисленные головы и кости мертвых людей,
лежавшие на поле». Фламандец Биллем Рубруквис в 1253—1255
гг. по поручению французского короля Людовика IX совершил
путешествие в столицу Монголии с целью привлечения хана
Мункэ к участию... в крестовых походах (!). Как и Карпини,
он не мог не обратить внимания на крайнюю степень жестокости
восточных завоевателей: «Когда русские не могут дать
больше золота или серебра, татары уводят их и их малюток,
как стада, в пустыню, чтобы караулить их животных».
На западе к захвату русских земель приступили литовские
феодалы. Карпини указывает на одну из важнейших причин
той сравнительной легкости, с какой они достигли успехов:
«...мы ехали постоянно в смертельной опасности из-за
литовцев, которые часто и тайно, насколько могли, делали
набеги на землю Руссии... а так как большая часть людей
Руссии была перебита Татарами или отведена в плен, то
они поэтому не могли оказать им сильное сопротивление».
Первыми жертвами Великого княжества Литовского стали
в 1263 г. северо-заадная часть Полоцкой земли с городом
Бряславлем (Браславом) и «Черная Русь» с городами Городно
(Гродно), Новгородком (Новогрудком), Волковыском, Слонимом.
Оставшиеся вне иноземного владычества северная и юго-западная
окраины Руси вынуждены были продолжать ожесточенную
борьбу с германскими, шведскими, польскими, венгерскими
и другими агрессорами.
В этих тяжелых условиях жизнь внутренних рынков страны
все же продолжалась. «Киево-Печерский патерик» (XIII
в.) рассказывает, в частности, об игумене Феодосии,
который, отправившись в молодости к «Кыеву граду», встретил
«идущие путем тем купци на возех с бремени тяжкы». Это
же произведение, расхваливая праведную жизнь монастырской
«братии», говорит о том, что монахи не гнушались трудом,
а плоды его «носяще в град продати, и тем жито купяху».
|