Предыдущая Следующая
Достоинством
западной практики экономического образования следует считать её
пропедевтичность: постепенное овладение знаниями экономики, начиная
с детства: прикладная экономика для школьников, общая экономика
для вузовского образования на трех уровнях - предварительном,
промежуточном, продвинутом (развитом) и, наконец, различные специальные
её версии для профессионалов (элиты), например «менеджерская экономикс».
В то же время эта пропедевтическая идея не реализуется в должной
мере, и создается впечатление о ее обратном эффекте - из добра она
становится злом.
Американские
учебники содержат обильную историю экономического развития США и
описание современной практики, что имеет интерес только для населения
США. В то же время они не раскрывают
материальных отношений развивающихся стран, в которых живет большинство
населения планеты. Их авторы чрезмерно категоричны, претендуют
на признание их носителями «истины в последней инстанции».
В учебных пособиях много эмпирических описаний, мнений, не имеющих
значения для понимания в целом экономики. Они большие по размерам,
дорого стоят, что делает их малодоступными, а объяснения чрезмерно
абстрактны, идеализированы не в меру. В них гипертрофированны проблемы
свободного рынка в ущерб главным формам современного рынка, в т.ч.
микромаркета. К чести многих американских исследователей
можно отнести то, что они понимают ограниченность их версии экономической
науки. В частности, это подтверждается следующими положениями Р. Хайлбронера: «Что может
поделать уменьшающаяся предельная полезность с гигантскими корпорациями,
военно-промышленным комплексом, империализмом, жизнью в гетто? Как
оценить время, затраченное на ее изучение? Не является ли время,
потраченное на изучение предельной полезности, простым отвлечением
от названных жгучих вопросов экономической жизни? Хуже, не служит
ли сам факт серьезного изучения фикции вроде «уменьшающейся предельной
полезности» тому, чтобы создать в сознании человека догмы (наподобие
«башни из слоновой кости») в качестве средства ухода от жестоких проблем
реального мира?». Особенно важны оценки ее некоторыми представителями, работающими над новой версией экономической
теории, идущей на смену существующей - «содержательной», эволюционной
экономикс. В частности, Н. Гудвин писал:
«В 1989 г. Василию Леонтьеву позвонили его коллеги из Академии наук СССР
и попросили порекомендовать американский учебник взамен советских, не
подозревая о том, что тиражируемые в США стандартные учебники плохо служат и тамошним студентам, ибо не приспособлены
для адекватного отображения любой другой
реальной экономики, включая экономику Соединенных Штатов» [189,с.91, см. также 196].
Предыдущая Следующая
|