Главная страница

Ссылки

Литература

Мои друзья

Администратор


размести мою кнопку
на своем сайте.


 Юбилейные монеты России

Предыдущая Следующая

До­сто­инс­твом аме­ри­канс­ких учеб­ни­ков сле­ду­ет счи­тать единс­тво раз­лич­ных форм пред­став­ле­ния идей: текс­том, гра­фи­ком и ма­те­ма­ти­кой. Эти текс­ты фак­ти­че­ски ста­ли ги­пер­текс­та­ми. В то же вре­мя они, обыч­но, не вы­де­ржи­ва­ют кри­ти­ки с точ­ки зре­ния пе­да­го­гич­но­сти. Чрез­мер­ная ма­те­ма­ти­за­ция текс­та и чрез­мер­ная при­вер­жен­ность гра­фи­кам не учи­ты­ва­ют за­ко­но­мер­но­сти пе­да­го­ги­ки, да и на­уки во­об­ще. Чрез­мер­ная ма­те­ма­тизация сви­де­те­льс­тву­ет не о до­сти­же­ни­ях этой на­уки, а об огра­ни­чен­но­сти ка­че­ствен­но­го объ­яс­не­ния эко­но­ми­че­ских яв­ле­ний, на­ме­ре­нии пус­тить пыль в гла­за обу­ча­емым. Со­зда­ет­ся впе­ча­тле­ние, что про­во­дит­ся спе­ци­аль­ная уста­нов­ка на от­вер­же­ние лю­дей от зна­ний эко­но­ми­ки, по­ни­ма­ния за­ко­нов ее раз­ви­тия. Эту «ма­те­ма­ти­за­цию» эко­но­ми­че­ских по­со­бий как не­до­ста­ток мож­но оце­нить с по­мо­щью сле­ду­юще­го по­ло­же­ния ла­уре­ата Но­бе­левс­кой пре­мии М. Ал­ле [4,с.26]: «В те­че­ние че­ты­рех де­ся­ти­ле­тий эко­но­ми­че­ская ли­те­ра­ту­ра раз­ви­ва­лась в оши­боч­ном на­прав­ле­нии: в сто­ро­ну со­вер­шен­но ис­кус­ст­вен­ных и ото­рван­ных от жиз­ни ма­те­ма­ти­че­ских мо­де­лей с пре­об­ла­да­ни­ем ма­те­ма­ти­че­ско­го фор­ма­ли­зма, что пред­став­ля­ет со­бой, по су­ти де­ла, бо­ль­шой шаг на­зад. Слиш­ком час­то за­бы­ва­ют о том, что единс­твен­ным ис­точ­ни­ком ис­ти­ны яв­ля­ет­ся опыт и что тео­рия цен­на то­ль­ко тог­да, ког­да она со­от­ветс­тву­ет на­блю­да­емым фак­там». Аналогична критика такого подхода и со стороны  некоторых экономистов США: «Прикладная математика без правильной логической идеи мертва» [см. 128].

 Без опе­ре­жа­юще­го по­ни­ма­ния ка­че­ства яв­ле­ний на осно­ве ло­ги­ки и диа­лек­ти­ки ко­ли­че­ствен­ное их из­ме­ре­ние средс­тва­ми ма­те­ма­ти­ки яв­ля­ет­ся «иг­рой в ци­фирь», пре­пятс­тву­ет их по­ни­ма­нию. ФТЭ не от­ри­ца­ет эко­но­ме­три­ку и ста­ти­сти­ку, но не мо­жет в нее пре­вра­ща­ть­ся. У нее иная функ­ция в сис­те­ме на­ук об эко­но­ми­ке, как и в сис­те­ме эко­но­ми­че­ско­го об­ра­зо­ва­ния. Без адек­ват­но­го зна­ния эко­но­ми­ки эко­но­ме­три­ка опасна.

Ги­пер­тро­фи­ро­ва­ние ма­те­ма­ти­ки при иг­но­ри­ро­ва­нии ло­ги­ки и пре­зре­нии к диа­лек­ти­ке да­ет, ско­рее, об­рат­ный эф­фект в пе­да­го­гике.      Ана­ло­гич­на оцен­ка и при­ме­не­ния гра­фи­ков в за­пад­ной эко­но­ми­че­ской на­уке. Из до­сто­инс­тва они час­то пре­вра­ща­ют­ся в не­до­стат­ки, осо­бен­но ес­ли иметь в ви­ду их при­ме­не­ние в сис­те­ме об­ра­зо­ва­ния.  «... Гра­фи­ки да­ют бо­лее чет­кое пред­став­ле­ние о мно­гих важ­ных по­ло­же­ни­ях, чем мож­но по­лу­чить без них» [81,Т.1,с.49]. Ког­да же упус­ка­ют из ви­ду воз­мож­но­сти пе­да­го­ги­ки, то обыч­но по­лу­ча­ют об­рат­ный эф­фект.      


Предыдущая Следующая