Предыдущая Следующая
Достоинством американских учебников
следует считать единство различных форм представления идей: текстом,
графиком и математикой. Эти тексты фактически стали гипертекстами.
В то же время они, обычно, не выдерживают критики с точки зрения
педагогичности. Чрезмерная математизация текста и чрезмерная приверженность
графикам не учитывают закономерности педагогики, да и науки вообще.
Чрезмерная математизация свидетельствует не о достижениях этой науки,
а об ограниченности качественного объяснения экономических явлений,
намерении пустить пыль в глаза обучаемым. Создается впечатление,
что проводится специальная установка на отвержение людей от знаний
экономики, понимания законов ее развития. Эту «математизацию»
экономических пособий как недостаток можно оценить с помощью следующего
положения лауреата Нобелевской премии М. Алле [4,с.26]: «В течение
четырех десятилетий экономическая литература развивалась в ошибочном
направлении: в сторону совершенно искусственных и оторванных от
жизни математических моделей с преобладанием математического
формализма, что представляет собой, по сути дела, большой шаг назад.
Слишком часто забывают о том, что единственным источником истины является
опыт и что теория ценна только тогда, когда она соответствует наблюдаемым
фактам». Аналогична критика такого подхода и со стороны некоторых экономистов США: «Прикладная
математика без правильной логической идеи мертва» [см. 128].
Без опережающего понимания качества
явлений на основе логики и диалектики количественное их измерение
средствами математики является «игрой в цифирь», препятствует их
пониманию. ФТЭ не отрицает эконометрику и статистику, но не может
в нее превращаться. У нее иная функция в системе наук об экономике,
как и в системе экономического образования. Без адекватного знания
экономики эконометрика опасна.
Гипертрофирование
математики при игнорировании логики и презрении к диалектике дает,
скорее, обратный эффект в педагогике. Аналогична
оценка и применения графиков в западной экономической науке.
Из достоинства они часто превращаются в недостатки, особенно
если иметь в виду их применение в системе образования. «...
Графики дают более четкое представление о многих важных положениях,
чем можно получить без них» [81,Т.1,с.49]. Когда же упускают из виду возможности
педагогики, то обычно получают обратный эффект.
Предыдущая Следующая
|