Предыдущая Следующая
Отказ от государственной монополии внешней торговли позволил всем субъектам хозяйства России свободно вьіходить на мировые рынки. Первоначально для этого требовалась регистрация предприятия как участника внешнеэкономической деятельности в органах Министерства внешнеэкономических связей на местах (в области, крае, автономной республике). В настоящее время любое предприятие может свободно участвовать во внешнеторговых операциях.
Однако отказ от государственной монополии внешней торговли породил серьезные проблемы. Расширился бесконтрольный вывоз стратегически важных сырьевых товаров. Нахлынула волна
104
Международная торговля и внешнеторговая политика
импортных товаров, часто низкого качества. Возникла проблема утечки валюты.
В этих условиях необходимо было сформировать новые экономические и административные структуры по регулированию внешней торговли. Разработать и внедрить в практику эффективные методы внешнеторговой политики.
Цели государственного регулирования внешней торговли определяются общей экономической ситуацией в стране, остротой существующих социально-экономических проблем. В этой связи внешнеторговая политика может быть нацелена на рост доходов государственного бюджета, содействие структурной перестройке промышленности, защиту отдельных отраслей от импортной конкуренции.
Методы внешнеторговой политики России учитывают международную практику и особенности социально-экономической ситуации внутри страны. В арсенал методов внешнеторговой политики включены как тарифные, так и нетарифные методы. В 1993 г. в России принят Закон «О таможенном тарифе» и Таможенный кодекс, сейчас действует новая редакция кодекса, которую Государственная Дума РФ приняла в 2003 году. Новый кодекс вступил в силу с 1 января 2004г. В Законе «О таможенном тарифе» установлен порядок определения таможенной стоимости товаров, импортируемых в Россию, а также возможные тарифные льготы и порядок их предоставления. Существует 5 методов определения таможенной стоимости импортируемого товара:
1) по цене сделки с ввозимыми товарами (основной метод);
2) по цене сделки с идентичными товарами;
3) по цене сделки с однородными товарами;
4) на основе вычитания стоимости (на основе цены единицы товара, продаваемого в России);
5) на основе сложения стоимости (оценка расходов российского экспортера товара того же вида).
Могут быть случаи, когда указанные 5 методов не могут быть использованы. Тогда таможенные органы оценивают стоимость с учетом мировой таможенной практики. Кроме определения таможенной стоимости товара, важным разделом указанного закона является порядок определения страны происхождения товара. В соответствии с Таможенным кодексом РФ, страной происхождения товара считается страна, в которой данный товар был полностью произведен или подвергнут достаточной переработке. При этом под страной происхождения товаров может пониматься группа стран, либо таможенные союзы Предыдущая Следующая
|