Предыдущая Следующая
В отношении стимулирования экспорта чаше всего применяется политика субсидирования. Экспортные субсидии позволяют фирмам удешевить экспорт и усилить свои позиции на рынках других стран. Государство осуществляет также затраты по стимулированию сбыта экспортных товаров, организуя рекламу и предоставляя другие маркетинговые услуги. Налоговая система также может предусматривать установление налоговых льгот экспортерам в зависимости от объема экспорта. В среднем экспортные субсидии невелики, но для отдельных товаров, а также фирм они могут быть значительны. В целом экспортные субсидии в обрабатывающей промышленности развитых стран не превышают 1% стоимости экспорта. Наибольшими в процентном отношении субсидиями пользуется сельское хозяйство. Ведущие капиталистические страны проводят государственные программы поддержки доходов фермеров посредством гарантированной закупки избыточной сельскохозяйственной продукции. А также выплачивают премии за отказ засевать определенные площади. В частности, страны Европейского Сообщества, чтобы снизить бюджетные затраты на поддержку фермеров, продавали себе в убыток избыточную продукцию по заниженным ценам Советскому Союзу.
Кроме субсидирования, к числу методов внешнеторговой политики относится демпинг. Демпинг - это международная дискриминация в ценах. В этой ситуации экспортирующая фирма продает свой товар на каком-либо одном зарубежном рынке дешевле, чем на другом. Разбойничьим демпингом (predutory dumping) называется временное установление низких цен, направленное на вытеснение
103
Мировая экономика
конкурента с данного рынка, с последующим восстановлением уровня цен. Постоянный демпинг (persistent dumping) продолжается неограниченное время.
К демпингу часто прибегают во время международных экономических потрясений. В 70-е гг. XX в. правительство США обвинило ряд иностранных фирм в демпинговой продаже их товаров на американском рынке. Наиболее известен случай с японской фирмой «Сони» в 1970 г. Как показало расследование, «Сони» продавала произведенные в Японии телевизоры на рынке США за 180 долл., а японские потребители платили за ту же модель 333 долл.
2.8. Внешнеторговая политика России
Переход экономики России на рыночные отношения предполагает глубокие и масштабные преобразования в различных сферах. Одной из важных сфер, которые радикально реформируются, является внешняя торговля.
В условиях командной экономики СССР внешняя торговля функционировала в жестких рамках государственной монополии. Все внешнеторговые операции осуществлялись через систему союзных внешнеторговых организаций. Отдельное предприятие не имело права ни продавать свою продукцию на мировом рынке, ни распоряжаться заработанной валютой. В этих условиях непосредственные производители не были заинтересованы в международной конкурентоспособности своей продукции и были обособлены от системы мировой торговли. Но при наличии коренных пороков, неповоротливости и бюрократизма государственная монополия внешней торговли обеспечивала учет и контроль движения товаров и валюты через границу. Предыдущая Следующая
|