Главная страница

Ссылки

Литература

Мои друзья

Администратор


размести мою кнопку
на своем сайте.


 Юбилейные монеты России

Предыдущая Следующая

Аналогично Мексика, производя только ткань (100 м) и продавая, например, 50 м ткани в США, может получить 50 т зерна. Таким образом, за счет внешней торговли Мексика может обеспечить потребление 50 м ткани и 50 т зерна одновременно. Доказательство взаимовыгодности внешней торговли может быть построено на условиях, когда торговля ведется с помощью денег. Например, в США 1 т зерна стоит 200 долл., а 1 м ткани - 400 долл. В Мексике цена 1 т зерна - 4000 песо, а 1 м ткани - 2000 песо. Различие внутренних цен позволяет выявить сравнительные преимущества в производстве, не прибегая к абстрактному показателю затрат.

Из данного примера мы видим, что продажа 1 т зерна в США позволяет купить лишь 0,5 м ткани. А в Мексике цена 1 т зерна эквивалентна 2 м ткани. И наоборот. Продажа 1 м ткани в Мексике позволит купить только 0,5 т зерна. А продажа 1 м этой же ткани в США позволяет приобрести 2 т зерна. Таким образом, США должны специализироваться на производстве зерна и покупать ткань в Мексике. А Мексика, соответственно, должна производить только ткань и экспортировать ее в США в обмен на зерно. И взаимная торговля

89

Мировая экономика

обеспечивает расширение внутреннего рынка в каждой стране, дает прирост внутреннего потребления.

Следует отметить, что принцип сравнительных преимуществ справедлив не только для единиц двух различных товаров и двух стран, но и для любого количества стран и товаров. Конечно, применение принципа на практике внешней торговли модифицируется действием многочисленных факторов, в частности, валютными курсами, инфляцией, таможенными барьерами. Но это не отменяет действие закона сравнительных преимуществ.

До тех пор пока в соотношении цен внутри страны сохраняются хоть малейшие различия, каждая страна будет иметь сравнительные преимущества во внешней торговле.

Особенности международной конкуренции в теории М. Портера

В 1991 г. американский экономист Майкл Портер опубликовал исследование «Конкурентные преимущества стран». В исследовании был обоснован новый подход к проблемам международной торговли: «На международном рынке конкурируют фирмы, а не страны. Необходимо понять, как фирма создает и удерживает конкурентное преимущество, чтобы уяснить роль страны в этом процессе». Единственная разумная концепция конкурентоспособности на национальном уровне - это производительность.

Под производительностью понимался объем выпуска продукции, производимой единицей затраченного труда или капитала, который зависит от качества и свойств продукции (определяющих цены, которые можно установить). Производительность - это основной детерминант долгосрочного стандарта жизни, основной источник национального дохода на душу населения. Майк Портер считал, уровень жизни конкретной нации зависит от способности национальных фирм достигать высокого уровня производительности - и повышать производительность с течением времени.


Предыдущая Следующая