Предыдущая Следующая
На первый взгляд кажется, что внешняя торговля ведется всегда, когда дает прибыль. Бесспорно. Но возникает ряд вопросов. Кто в конечном счете получает прибыль? Экспортер? Импортер? Если
87
Мировая экономика
одна страна получают выгоду, то несут ли при этом убытки торгующие с ней страны?
Таким образом, взаимовыгодность внешней торговли не очевидна.
Первым, кто попытался научно объяснить взаимовыгодность внешней торговли, был А. Смит. В своей книге «Богатство народов» (1776 г.) он критиковал боязнь внешней торговли. При этом он сравнивал нации с домашними хозяйствами. Так как каждое семейное хозяйство производит для себя лишь часть необходимого, а остальное покупает за счет продажи излишков, то же самое можно отнести и к странам.
Если другая страна может поставлять нашей стране более дешевые товары, чем отечественные, то нет смысла тратить ресурсы на их изготовление. Лучше сосредоточиться на производстве тех товаров, которые мы можем изготовлять дешевле, чем другие страны. И, следовательно, иметь преимущество. Взгляды А. Смита на внешнюю торговлю получили название «теории абсолютных преимуществ».
Выводы Смита о выгодах внешней торговли были несовершенны. Его теория не давала ответа на вопрос о выгодах внешней торговли в ситуации, когда страна не располагала абсолютным преимуществом. Например, США на единицу затрат могут производить 300 т зерна и 150 м ткани, а Мексика на единицу затрат производит 50 т зерна и 100 м ткани. Естественно, возникает вопрос: выгодно ли той и другой стране иметь торговые отношения? Ответ на этот вопрос дает теория сравнительных преимуществ (сравнительной эффективности), разработанная выдающимся английским экономистом XIX века Д. Рикардо.
2.3. Сравнительные преимущества в международной торговле
Допустим, в Мексике на единицу затрат можно произвести или 50 т зерна, или 100 м ткани. Но в США на единицу затрат пусть производится теперь 300 т зерна и 150 м ткани. Мексика в этом случае не имеет абсолютных преимуществ в производстве данных товаров.
В чем заслуга Д. Рикардо? Рикардо доказал, что торговля между странами выгодна и тогда, когда одна из стран обладает абсолютно большей эффективностью в производстве всех товаров. Есте-
88
Международная торговля и внешнеторговая политика
ственно возникает вопрос: на чем основаны доказательства этого принципиального вывода? При первой возможности взаимной торговли предприниматели обратят внимание на разницу цен. Например в Мексике можно купить 1 м ткани за 0,5 т зерна (ткань в 2 раза дешевле зерна), отправить ткань в США и обменять там на 2 т зерна. А в США за 0,5 м ткани можно получить 1 т зерна (ткань в 2 раза дороже зерна), отправить зерно в Мексику и купить 2 м ткани. Начнется отток ткани из Мексики и зерна из США. Развитие торговли должно со временем привести к выравниванию относительных цен в обеих странах. Предположим, цены выравниваются на уровне 1 тонна зерна = 1 метру ткани (для упрощения анализа). Если США начнет специализироваться на зерне и продавать его в Мексику, а Мексика - производить ткань и продавать ее в США, обе страны в этом случае получат прирост потребления. Например, США, экспортируя 50 т зерна из общего производства в 300 т, могут получить 50 м ткани. Таким образом, США за счет внешней торговли обеспечивают потребление 250 т зерна и 50 м ткани. Если бы США пытались производить только 200 т зерна, а остальные ресурсы направить на производство ткани, то при существующей границе производственных возможностей они могли бы производить примерно 23 м ткани. Торговля с Мексикой дает США прирост потребления в 17 м ткани. Предыдущая Следующая
|