Предыдущая Следующая
Традиционная
парадигма экономической науки называла эквивалентностью обмен равным
имуществом, на которое шли одинаковые
затраты труда
(издержками). 10-граммовый самородок золота не эквивалентен 10-граммовому камешку потому,
что требует больших издержек на его
поиски.
Сущность эквивалентности следует
осмысливать после усвоения систематических
курсов основ экономики разных версий. В этом случае необходимо сопоставлять разные
пропорции мены при натуральном обмене, при обращении товаров, при торговле:
пропорции мены ®
эквивалентность® стоимость
®цена.
Одновременно следует учитывать тот факт, что
на современном рынке господствует противоположный принцип - неэквивалентность
рыночных мен.
При натуральном обмене нет продавцов и
покупателей. Меновые отношения базируются на достижении (осуществлении) целей - вменения (от
слов менять, променять, выменять)
субъектами своих притязаний в пропорции мены товаров. Вменение - присвоение
ресурсов посредством мены, осуществление
притязаний субъектов на основе
возмездной формы материальных отношений:
осуществить ®
вменить ®
выторговать.
1.1.8. ДЕНЕЖНЫЕ ОТНОШЕНИЯ.
ДЕНЬГИ. ТОРГОВЛЯ
«Деньгам все повинуется»
Экклезиаст
Деньги
┌──┴──┐
настоящие
® ненастоящие
(золото)
┌──┴──┐
фальшивые ® законные знаки денег
┌───┴────┐
суррогатные ® общегосударственные
┌───┴────┐
бутафорские ®декретные
|
Развитие
рынка породило денежные отношения, деньги. Историческая тенденция
состоит в том, что продукт труда принимает форму товара, а определенный
товар становится деньгами: деньги - превращенная
форма товара [см.: 79,Т. 49, с.5 и 130]. «Трудность состоит не в
том, чтобы понять, что деньги - товар, а в
том, чтобы выяснить, как и почему товар становится деньгами».
Возникновение денег означало выделение из мира товаров одного товара
особого рода («предпочитаемого всеми продукта»
[79,Т.46,Ч.1,с.84] или их деление на обычные товары (плебеи) и «царя»
[79,Т.20,с.319].
Деньги
метафорически называли и «кровью рынка», и «палачом всех товаров», и «деспотом
товаров» [см.: 79,Т.46, Ч.1, с.106,143]. В
товарах и особенно в деньгах
«общественное отношение лиц превращено в общественное отношение вещей, личная мощь - в некую вещную
мощь» [там же, с. 100]. В связи с этим, по И. Канту, следует выявить: «… Как
возможно, чтобы то, что сначала было товаром, становилось в конце концов
деньгами?» [54, Т.6,с.317]. По К. Марксу, следует осмыслить эволюцию товара в
посредника, а посредника - в деньги, а денег - в бумажные их
символы [см. 79,Т.46, Ч.1, с.84 и др.]. Предыдущая Следующая
|