Предыдущая Следующая
2.10.5. Системы и стратегии
ценообразования
Ценообразование
┌────────────┼────────────┐
свободное® фиксированное®
плановое
|
В современном мире сосуществуют
различные типы (системы) ценообразования. Основные из них представлены
на схеме.
Были и
существуют сделки, в которых не учитывают затраты
труда. Даже в самой
развитой торговле рекламная передача доли товара
происходит бесплатно (например, раздача мыла для того, чтобы
сделать людей покупателями). Обычно
учитывают издержки, но принципиально новым типом учета является определение
альтернативных издержек.
Ценообразование
┌──────┴────┐
без учета своего труда ® с учетом
издержек
┌──────┴────┐
их измерением ® альтернативных
|
СВОБОДНЫЕ цены устанавливаются объективно на рынке в результате конкуренции
самостоятельно - субъектами рынка.
Это исторически исходная и сегодня базовая форма ценообразования.
В таком случае цены детерминированы многими законами рынка,
которые были рассмотрены: спросом и предложением, стоимостью
и т.п. Они могут быть устойчивыми, т.е. существовать длительное
время на неизменном уровне.
ФИКСИРОВАННЫЕ
ЦЕНЫ назначают (их называют также «назначаемые цены»). Они могут
быть постоянными или устанавливаться на определенный период времени. Период
может быть ограничен, например, сезоном года. Этот тип цен является
главным, и его необходимо конкретнее рассмотреть с помощью систематики
цен. Это практика монопольного ценообразования. Различие этих
цен идет по степени силы или монопольной власти. Обособляют полтора
десятка стратегий ценообразования: географический принцип (разные цены в разных
регионах), единые цены у потребителя,
единые цены у производителя,
зональные цены (чем дальше зона от производителя, тем дороже) и т.п.
┌─«Снять сливки»
┌─┴─ Лидерство
┴─── Выжить
|
Стратегия
ценообразования - выбор возможной динамики цены, соответствующей
интересам конкретного предприятия. Гетерогенность рынка в современном
мире объясняет и различные типы стратегии ценообразования.
Для кого-то главное - выжить и он
довольствуется минимальными условиями при реализации своих
товаров. Другие проводят политику завоевания рынка. Есть и те, кого устраивает только получение
сверхприбыли - «снять
сливки». Целью стратегии может быть уменьшение вероятности появления
конкурентов на рынке. Монополии используют разные стратегии ценообразования
в зависимости от обстоятельств. Предыдущая Следующая
|