Предыдущая Следующая
Цены ®
штрафы ®
неустойки
Штрафы
- это
наказательные цены вообще, а неустойки - их разновидность. Неустойка
- штраф, взимаемый за
неисполнение или ненадлежащее исполнение условий договора или закона.
Специальное изучение
основных форм цен позволяет выявить их главные функции. Прежде всего,
следует выделить просто цены, формирующиеся в условиях свободной
конкуренции. Такие цены действуют на основе закона стоимости и выполняют только одну функцию - учетную: отображают затраты труда на их
производство. Возникновение капитализма
привело к действию закона цены производства, который свидетельствует
о выполнении этими ценами распределительной и стимулирующей
функций: часть созданной стоимости переливается из одних отраслей
в другие при образовании средней нормы прибыли. При этом предпочтение
отдается высокоразвитым производствам.
Такое распределение важно для обеспечения научно-технического
прогресса: оно стимулирует его. Поэтому такие цены выполняют одновременно
и стимулирующую функцию. Они обеспечивают присвоение «избыточной
прибавочной стоимости» по К. Марксу. Это уже неэквивалентный
обмен.
Наступление
империализма привело к возникновению монопольных цен, которые
перераспределяют имущество на основе монопольной власти в интересах
монополистов всех форм (дуополистов, олигополистов). В таком
случае «инструментом» служат «ножницы цен».
Наибольшее число функций у трансфертных
цен. Главная из них - инструмент узаконенного грабежа всех
народов. Они выражают эту политику крупнейших монополистов, проявляют
систему конкретных функций - уклонение от налогов, от уплаты пошлин
государствам и т.п.
Конкретный анализ
функций цен является содержанием профессиональной деятельности
специалистов маркетинга.
2.10.4. Принципы
ценообразования
Понять
природу цены и процессов ценообразования очень важно для развития
предпринимательства. Следовательно, необходимо знать коренные принципы
ценообразования.
ОБЪЕКТИВНОСТЬ
« СУБЪЕКТИВНОСТЬ
ЦЕН. В конечном счете, вопрос сводится к существованию самой цены.
Некоторые из концепций весьма активно утверждают те идеи, которые
ведут к отрицанию самого факта объективности цены.
Если
сопоставить цены на какие-либо однокачественные в идеале товары,
то сегодня можно видеть, что уровень цены на них может различаться.
Если же рассмотреть динамику цен, то увидим еще большее различие в
уровне цен. Значит ли это, что уровень цен произволен, случаен?
По нашему мнению, это не значит. На каждый товар на конкретном рынке цены в целом
определенны и колеблются несущественно в зависимости от ряда факторов.
Предел разброса цен на один и тот же товар весьма ограничен. И чем
более развит рынок, тем детерминированее уровень цен на товары. Покупатели
исходят из объективности уровня цен на товары (принцип «базар цену
скажет»). Любые чрезмерные претензии продавцов на цены товаров ведут
к отказу от сделки: потенциальная, запрашиваемая цена не объективируется,
не становится реальной. Реальной становится только такая цена, которая
соответствует определенному их
уровню на данном рынке. Конечно, уровень цен на один и тот же товар на
разных рынка различен, что определяется другими ценообразующими
факторами, которые надо уметь объяснять. Предыдущая Следующая
|