Предыдущая Следующая
«Ценовая
дискриминация» («дискриминационные цены») - важный элемент монополистического ценообразования.
Она предполагает разные цены за одно и то же благо. Какова ценность
таких благ?
Следует
учесть и суть «демпинговых» цен с этой точки зрения (аналогичных
дискриминационным ценам).
Общественные
блага существуют в условиях рыночной экономики. Затраты на них
определить не трудно. Но это не цены. И для разных людей их ценность
различна. Возможность бесплатного посещения музея имеет для кого-то
громадное значение, а для других оно вообще бесполезно. Соответственно,
освещение улицы: для слепых оно практически ни к чему (хотя для них
оно важно тем, чтобы другие на них не
натолкнулись), а зрячим оно важно и т.п. Соответственно
оценивается бесплатное образование, здравоохранение и т.п., что
составляло суть общественных фондов потребления.
2.10.3. Функции
цен
Анализ функций цен необходимо проводить
различно, выделяя, по крайней мере, такие ступени:
Функции цен
┌──────────┼──────────┐
в целом®
специально ®
конкретно
|
В целом, цены имеют
важное и различное значение для рынка, экономики и общества вообще.
Они обычно выполняют много функций одновременно. Традиционно выделяют
следующие.
УЧЕТНАЯ
функция цен состоит в том, что цена есть измерение затрат на производство
товаров. Наиболее эффективно это осуществляется тогда, когда стоимость
товара равна цене.
СТИМУЛИРУЮЩАЯ
функция состоит в том, что цены способствуют более быстрому развитию
прогрессивных отраслей, новой техники, производству дефицитных товаров.
Стимулирующая функция цены проявляется, прежде всего, при диспаритете цен, когда цены на товар являются
высокими. В таком случае предприятию выгодно производить продукцию.
РАСПРЕДЕЛИТЕЛЬНАЯ
функция цен состоит в перераспределении национального дохода таким
образом, чтобы обеспечивать равные экономические условия для
субъектов рынка и т.п.
ОГРАНИЧИТЕЛЬНАЯ
ФУНКЦИЯ состоит в том, что с помощью цен можно сокращать потребление некоторых товаров
(алкогольных). В таком случае цены должны быть высокими.
Цены
выполняют функции в единстве. Между этими функциями цен возникают
противоречия - для достижения одного надо повышать цены,
а для достижения другого - их понижать
и т.п. Предыдущая Следующая
|