Предыдущая Следующая
Фирменные
объединения частных или государственных предприятий представляют
единство трех уровней (центров): высшего уровня управления фирмой, среднего
звена - предприятий
и нижнего звена - цехов (работников).
Их, порой, называют уровнями (или центрами) ответственности: затрат
(издержек), прибыли и инвестиций (снизу-вверх).
Центры ответственности В
┌───────┼───────┐ Б
А. Расходов ® Б.
прибыли ® В. инвестиций
(нижний, (средний) (высший уровень) А
издержек)
Нижний
уровень является уровнем затрат: ему определяют
строго затраты и контролируют их выполнение. В таком случае
фактически имеет место бюджетный (или административный) тип расчета.
Поощрение к поиску мотивируют
премиями, выделяя на это определенную долю прибыли. Средний уровень
ориентируют на получение прибыли даже в торговле с предприятиями
своего объединения. Этот уровень действует на основе внутрифирменного
предпринимательства или хозрасчета. Высший
уровень ведет централизованное хозяйство на основе коммерческого расчета.
Он устанавливает внутри объединения
особый тип цен, который называют расценками или трансфертными ценами.
Для
понимания сути хозрасчета как формы
внутрифирменных отношений (предпринимательства) на основе рынка необходимо исходить из
структуры вещных прав собственности в акционерных, государственных
предприятиях.
┌─ Принадлежность
-
акционеры
┌┴─ Владение (ведение) -
правление концернов
┌┴── Хозяйствование - директора предприятий
┌┴─── Распоряжение - материально ответственные лица
─┴────
Пользование - работники
Эти предприятия
принадлежат акционерам или государству, но находятся во владении
правлений акционерных предприятий и передаются для хозяйствования
директорам предприятий. Администрация предприятия получает фонды
в хозяйствование и призвана их использовать в строго
определенных пределах. Для того чтобы заинтересовать администрацию
предприятия и его работников, их деятельность основывают не на
административном или бюджетном, а на хозяйственном расчете: им предоставляют
определенную самостоятельность и заинтересовывают в повышении
эффективности предприятия обычно тантьемами, т.е. вознаграждением в
качестве доли выручки или прибыли (прибыль®премия®тантьема). Все
это называют хозяйствованием (внутрифирменное предпринимательство),
а адекватный ему расчет - хозяйственным расчетом.
Установить такие отношения не просто: необходимо преодолеть психологию
наемного работника и убедить его стать хозяином. И многие компании
проводят систематически такую работу. Например, идеология японской
фирмы Мацусита призывает всех наемных работников: Предыдущая Следующая
|