Предыдущая Следующая
Чем
больше предприятие, тем больше его подразделения, которые обеспечивают
учет и расчет всех факторов производства. Одновременно растет и профессионализация
этих работ, и специализация работников на разных элементах расчета.
При коммерческом расчете возможны различные
уровни получаемой прибыли, соответственно определяется судьба
предприятия: процветает оно или разоряется и гибнет.
Бюджетный расчет. Обобществление,
централизация, интеграция экономики породили деятельность государственного
сектора. Его зачатки возникли в форме дворцового домохозяйства в
древнем мире и известны в течение всей истории общества. При феодализме
государственный сектор принял форму
казенных предприятий, обеспечивающих снабжение армий оружием и
т.п. Эти предприятия обычно работали по заказу казны. Их финансовая
деятельность оформлялась государственным бюджетом. Государственный
бюджет был источником финансирования различных сфер хозяйства, содержания армии, дорог и т.п. Все
это сохраняется и в современном обществе, особенно в рамках государственного
сектора, при обеспечении общественных благ, в том числе при решении
экологических проблем, развитии
здравоохранения, просвещения. Такой способ расчета известен
как бюджетный. Для него характерно
выделение субъекту средств из бюджета для решения определенной проблемы.
Административные органы передают деньги и утверждают обычно план
их использования, что они затем контролируют, а при необходимости
и корректируют. Они же принимают работу, оценивают ее плодотворность,
эффективность.
Становление
государственных систем привело к многообразию их бюджетов, а поэтому
и форм такого расчета: муниципальных, республиканских, федеральных
и т.п. Возникновение общественных организаций привело к появлению
их бюджетов, а соответственно и форм такого расчета. Особое значение
приобрел этот расчет в неприбыльных (некоммерческих) предприятиях.
Бюджетный
расчет обычно относится к непроизводственному (просвещение, здравоохранение
и др.) сектору, но существуют случаи
его использования и в производственной
сфере (например, казенные предприятия при лесоразведении).
Административный
расчет. Становление фирм как главной формы современного
предприятия привело к качественному скачку расчетных отношений.
По мере роста размеров предприятий обособлялись различные его
подразделения, которые выполняли те или иные функции в пределах
предприятия. Они не реализовывали своей продукции, а передавали
ее другим подразделениям. Делегирование прав подразделениям
обычно предоставляло им определенную самостоятельность при выборе
способов решения поставленных проблем. В то же время они действовали
за счет общего бюджета фирмы. Фактически они были на правах внутрифирменного
бюджетного расчета. Коммерческий
расчет фирмы базировался на системе административного расчета между его подразделениями. Его сейчас
называют порой бюджетированием. При недостатке выделенных средств
на решение тех или иных проблем подразделениями им выделялись дополнительные
средства, хотя администраторы могли и высказать в их адрес критику,
наказать, уволить персонал. В конечном счете, просчеты одних перекрывались
плодотворностью других, и это находило отражение в общих результатах
бюджета фирмы. И такая система внутрифирменного расчета является
нормой деятельности мелких и средних
фирм современной рыночной экономики. Предыдущая Следующая
|