Главная страница

Ссылки

Литература

Мои друзья

Администратор


размести мою кнопку
на своем сайте.


 Юбилейные монеты России

Предыдущая Следующая

Эко­но­ми­сты, ча­ще все­го, иг­но­ри­ру­ют пе­да­го­ги­ку, в том чис­ле ди­дак­ти­ку. Они обу­ча­ют по­средс­твом ко­пи­ро­ва­ния сво­их учи­те­лей. В пред­шес­тву­ющий пе­ри­од это бы­ло до­пус­ти­мо, а сей­час ста­ло кам­нем пре­ткно­ве­ния эко­но­ми­че­ско­го все­обу­ча. Не­об­хо­ди­мы спе­ци­аль­ные ис­сле­до­ва­ния пе­да­го­ги­ки по­ли­тэ­ко­но­мии, ее ди­дак­тики.      

Пропедевтичность изучения экономики предполагает выделение, по крайней мере, трех уровней: для школьников (колледжей и т.п.), популярный  (для всего населения) и, скажем, фундаментальный, для вузов. Главное же - все они должны учить не только экономике, но и мышлению.

Дли­те­ль­ные по­ис­ки ме­то­до­ло­ги­че­ских основ эко­но­ми­че­ско­го об­ра­зо­ва­ния все­го лишь дважды при­ве­ли к встре­че с по­ня­ти­ем «тех­ни­ка мыш­ле­ния». О ней писали  в одно время (но в разных условиях) А. Грамши в “Тюремных тетрадях” и  Д.М. Кейнс. Пре­жде всего, эко­но­ми­че­ской на­уке пре­пятс­тву­ет гос­подс­тву­ющее как ме­тод умс­тво­ва­ния со­об­ра­же­ние вмес­то мыш­ле­ния. На этой осно­ве эко­но­ми­че­ская на­ука не ре­шит сто­ящие пе­ред ней про­бле­мы. Экономическая наука зависит от освоения техники мышления и, в свою очередь, может способствовать ее становлению. Для этого  она должна развивать интеллект обучаемых - учить их мыслить. До­сти­же­ние дан­ной це­ли в про­цес­се эко­но­ми­че­ско­го об­ра­зо­ва­ния пред­по­ла­га­ет наличие осо­бых учеб­ных по­собий.      

                    Шко­лы          Цели

    способностей  ®мыш­ле­ние
  ┌─┴
эру­ди­ции        ®зна­ния
┌─┴──
тру­да              ®ин­струк­ции

В от­ли­чие от мо­но­гра­фий учеб­ные по­со­бия долж­ны ба­зи­ро­ва­ть­ся на ди­дак­ти­ке.  Они долж­ны ори­ен­ти­ро­ва­ть­ся на стро­го опре­де­лен­ные це­ли обу­че­ния в со­от­ветс­твии с глав­ны­ми ти­па­ми школ.      Со­вре­мен­ные тен­ден­ции раз­ви­тия об­щес­тва, в том чис­ле ин­фор­ма­ти­за­ция, пред­по­ла­га­ют пе­ре­ход к шко­ле способностей, прежде всего ин­тел­лек­туальных, - раз­ви­тию ес­те­ствен­ного и ис­кус­ст­вен­ного ин­тел­лекта - спо­соб­ность философствовать, мыс­лить са­мо­сто­яте­ль­но. В со­от­ветс­твии с этим ФТЭ ори­ен­ти­ро­ва­на, глав­ным об­ра­зом, на раз­ви­тие ин­тел­лек­та, ес­те­ствен­ным следс­тви­ем че­го то­ль­ко и мо­жет быть ка­че­ствен­ный рост эко­но­ми­че­ской эру­ди­ции. Ди­дак­тизм текс­та про­яв­ля­ет­ся в его ком­по­зи­ци­он­но­сти и в при­ме­не­нии раз­лич­но­го ро­да схем. Учеб­ник - ги­пер­текст, в ко­то­ром в единс­тве ис­по­ль­зо­ва­ны вер­ба­ль­ные, гра­фи­че­ские и ма­те­ма­ти­че­ские спо­со­бы вы­ра­же­ния идей. Гра­фи­че­ские мо­де­ли слу­жат средс­твом де­тер­ми­на­ции вер­ба­ль­ного изложения. Каж­дая ка­те­го­рия текс­та бо­лее со­де­ржа­те­ль­но объ­яс­ня­ет­ся в при­клад­ных дис­цип­ли­нах. Не­до­стат­ки ги­пер­текс­тов вы­те­ка­ют из то­го, что ло­ги­ка и диа­лек­ти­ка не ста­ли нор­мой мыш­ле­ния эко­но­ми­стов. Все это от­ра­жа­ет ста­но­вле­ние ки­бер­не­ти­че­ско­го ме­то­да мыш­ления.      


Предыдущая Следующая