Предыдущая Следующая
Экономисты,
чаще всего, игнорируют педагогику, в том числе дидактику. Они обучают
посредством копирования своих учителей. В предшествующий период
это было допустимо, а сейчас стало камнем преткновения экономического
всеобуча. Необходимы специальные исследования педагогики политэкономии,
ее дидактики.
Пропедевтичность
изучения экономики предполагает выделение, по крайней мере, трех уровней: для
школьников (колледжей и т.п.), популярный
(для всего населения) и, скажем, фундаментальный, для вузов. Главное же - все они должны
учить не только экономике, но и мышлению.
Длительные
поиски методологических основ экономического образования всего
лишь дважды привели к встрече с понятием «техника мышления». О ней
писали в одно время (но в разных
условиях) А. Грамши в “Тюремных тетрадях” и
Д.М. Кейнс. Прежде всего, экономической науке препятствует господствующее
как метод умствования соображение вместо мышления. На этой основе
экономическая наука не решит стоящие перед ней проблемы.
Экономическая наука зависит от освоения техники мышления и, в свою очередь,
может способствовать ее становлению. Для этого
она должна развивать интеллект обучаемых -
учить их мыслить. Достижение данной цели в процессе экономического
образования предполагает наличие особых учебных пособий.
Школы Цели
┌ способностей ®мышление
┌─┴ эрудиции ®знания
┌─┴── труда ®инструкции
|
В отличие от монографий
учебные пособия должны базироваться на дидактике. Они должны ориентироваться на строго
определенные цели обучения в соответствии с главными типами школ.
Современные тенденции развития
общества, в том числе информатизация, предполагают переход к школе
способностей, прежде всего интеллектуальных, - развитию естественного
и искусственного интеллекта - способность философствовать,
мыслить самостоятельно. В соответствии с этим ФТЭ ориентирована,
главным образом, на развитие интеллекта, естественным следствием
чего только и может быть качественный рост экономической эрудиции.
Дидактизм текста проявляется в его композиционности и в применении
различного рода схем. Учебник - гипертекст, в котором в
единстве использованы вербальные, графические и математические
способы выражения идей. Графические модели служат средством детерминации
вербального изложения. Каждая категория текста более содержательно
объясняется в прикладных дисциплинах. Недостатки гипертекстов вытекают
из того, что логика и диалектика не стали нормой мышления экономистов.
Все это отражает становление кибернетического метода мышления. Предыдущая Следующая
|