Предыдущая Следующая
Актуальные проблемы экономики
Третий
раздел ФТЭ состоит в выборочной, исследовательской, проблемной трактовке
главных вопросов экономики в соответствующий момент ее развития.
Его необходимость определяется дидактической системой экономического
образования: показать ограниченность предшествующих трактовок,
обилие проблем и направлений их разрешения. В таком случае надо
в него включать обзор концепций по изучаемой проблеме, различие идеологии,
политики и практики и т.п. Естественно, что все это - субъективные
мнения авторов, обоснованность которых соответствует их интеллектуальным
способностям.
Проблемный
курс - основа элективного
(факультативного) изучения студентами экономики. Можно предложить
такое изучение всех элементов экономики. Условием успешности этого
уровня обучения являются личные интересы педагога как исследователя
и способность предложить им оригинальные трактовки актуальных проблем экономики. Одновременно
такие занятия продуктивны при наличии опубликованных работ по соответствующим
аспектам экономики. Имеется много работ, которые могут быть основой
такого изучения студентами экономики. Затруднения возникают
в связи с отсутствием в учебных
планах возможностей для этого, малодоступностью этих работ, поскольку
они опубликованы не как учебные пособия, и, кроме того, нет их достаточного
числа в учебных библиотеках. Для
каждого проблемного курса нужен свой учебно-методический комплекс,
в том числе и учебник. Автор может предложить ряд собственных разработок
для выбора студентами тем: философия, интеллектика как методология
ФТЭ, материальные производительные силы общества (или общая теория
техники), общая теория денег, экспертиза труда, соревнование и критика
как метод менеджмента и некоторые другие [см. 20-24]. Для слабо
успевающих студентов вместо проблемного
курса предпочтительнее организовать
повторный курс. По спецкурсам лучше не читать лекций, а вести их
обсуждение на основе книг или, наоборот, ограничиться только лекциями.
Дидактика экономики
Экономика - наука о
хозяйственной, экономической практике,
а философия дает ключ к ней - методологию, гносеологию
как условие теоретизации экономической науки. Важна и педагогика
для разработки курса и усвоения на его основе экономической практики.
Предыдущая Следующая
|