Предыдущая Следующая
Вводный курс «Экономический строй общества» дает аналитическую характеристику экономики, производства любой страны - систему экономических
явлений (феноменов, ноуменов, фантомов). Более глубокому познанию экономики
общества служит основной курс - «Экономическая система
общества», который теоретически объясняет экономику как систему общественных отношений. Объектом
основного курса является рассмотрение
не просто экономических явлений, а их как факторов экономического развития.
Его особенность - проблемный
характер трактовки экономических явлений.
Экономика
┌──────┼────┐
явления ®факторы
®
проблемы
┌──────┼─────┐
феномены ®
ноумены ® фантомы
|
Экономика - система явлений,
феноменов, ноуменов, фантомов, элементов, компонентов, секторов, моментов
и т.п. В силу их взаимодействия они представляют факторы экономического
развития, определяют (детерминируют) его. В связи с этим и необходимо
их специально изучать. Обилие экономических факторов не позволяет
все их отразить должным образом, показать между ними прямые и обратные,
непосредственные и опосредованные взаимоотношения. Условием синтетического
их объяснения может быть только аналитическая их трактовка. Это - предмет основного курса.
Системообразующей
идеей второго курса можно считать объяснение основных факторов, детерминирующих
общественное производство на основе движения от общего к частному.
Об этом, правомерно считать, писал А. Маршалл, когда называл
предметом экономической науки «побудительные мотивы, которые
наиболее сильно и наиболее устойчиво воздействуют на поведение человека
в хозяйственной сфере его жизни» [81,Т.1,с.69].
В социальных
науках часто ведут речь о движущих, производительных, побудительных
силах экономического развития общества или факторах экономики.
Пока нет устоявшегося значения этих словосочетаний. Их можно
считать и синонимами, но можно каждому из них придать собственное
значение.
Побудительные
силы исходят от человека, субъекта;
производительные - вещественные факторы
экономики; а движущие - различные формы организации
экономических отношений. Предыдущая Следующая
|