Предыдущая Следующая
Все
предшествующие монополистам субъекты рынка фактически модифицируются
монополиями и теряют свое исходное состояние. В результате
совершенный конкурент превращается в бедняка, а господствующей в
мировом рынке силой становятся монополии. Не отрицая этого подхода,
проанализируем поведение главных
субъектов рынка в генетической их последовательности.
«Конкуренция
покоится на интересе, а интерес снова создает монополию; короче говоря, конкуренция переходит в монополию. С другой
стороны, монополия не может остановить
поток конкуренции; больше того, она сама порождает конкуренцию ...»
[79,Т.1, с.559-560].
Конкуренты
┌───────────┼──────────┐
совершенные ®
реальные ® монопольные
│ │ │
│ │ │
└─────────
└─────────
└─────────
«СОВЕРШЕННЫМ КОНКУРЕНТОМ» называют такого
производителя товара, который не
воздействует на цены рынка. Он принимает цены рынка. Доля
его товаров на рынке несущественна, и сколько бы ни производил он товаров,
цены на рынке не изменяются. Совершенный конкурент исходит из объективной
цены его товара. Он приспосабливается к цене рынка, т.е. является
ценополучателем. В настоящее время к совершенным конкурентам
можно отнести мелких предпринимателей, капиталистов (мелкий бизнес).
Спрос на их товары определяет рынок. Линия цены одновременно отражает средние и
предельные доходы.
РЕАЛЬНЫЙ (монополистический) КОНКУРЕНТ
вынужден понижать цены на свои товары с целью повышения их сбыта. Такое положение возникло в
древнем мире. Иначе, это было и в условиях реального докапиталистического
и капиталистического рынков: цены были главным орудием конкурентной
борьбы. В результате цены на товары имели тенденцию к падению.
Реальный конкурент должен проводить политику ценоискателя,
то есть определения такого уровня цен на свои товары, который позволит
ему решить свои проблемы.
По
мере развития рынка увеличивалось воздействие его законов на товаропроизводителя.
Именно эти законы привели к ограничению чистого рынка бизнесом и
становлению современного рынка, основными элементами которого
являются олигополия, дуополия и, в известной степени, монополия.
Максимизация прибыли конкурентной фирмой
происходит на основе анализа предельных характеристик производимого товара. Предыдущая Следующая
|