Предыдущая Следующая
ПИ
СИ
Ц=ПД
ПП
ОЛИГОПОЛИЯ возникает при ограниченном
числе конкурентов. Олигополисты знают друг друга. Их взаимная борьба
учитывает множество факторов. Она, как правило, ведется неценовыми
методами: «насилием» (ложь, обман, запугивание, убийство и т.п.),
путем улучшения качества своих товаров, через рекламу, а также
развитием послепродажного обслуживания техники и т.п.
Отраслевые цены в таких условиях стабильны в силу согласования цен фирмами.
Малая эластичность
‑‑---- --- Отраслевой
уровень цен
Большая эластичность
Поведение олигополий определяется
множеством факторов, а поэтому необходим ряд моделей для отражения их
деятельности. Олигополисты учитывают не только издержки своих товаров, но и
ответные действия со стороны конкурентов. Обычно практику ценообразования
олигополий иллюстрируют ломаной кривой
спроса. Она предложена в 1939 году рядом экономистов. В соответствии с
этой моделью понижение цены одной фирмой ведет к аналогичному понижению цены
другими фирмами. При повышении же цены фирмой, другие фирмы не будут следовать
за ней, а начнут захватывать ее рынок более дешевыми товарами. Кривая спроса
на товары олигополии имеет два участка: малой и большой эластичности. На первом этапе небольшое снижение цены дает
большой прирост спроса. Их границей служит отраслевой уровень цен.
Цены сначала падают медленно, а затем быстрее. На втором участке - большое падение цены ведет к небольшому
росту спроса.
ДУОПОЛИЯ позволяет господствовать
на рынке по причине отказа от ценовой конкуренции.
Поскольку такое состояние в целом приобретает идеализированный
характер (оно временно и редко имеет место на практике), то естественно,
что цены все же имеют большое значение для таких субъектов рынка.
МОНОПОЛИЯ блокирует вход на рынок других
продавцов. Она предполагает абсолютное господство на рынке продавца,
обладание монопольной властью. Идеализируя господство монополий, предполагают возможность
любого повышения цен на товары без изменения количества продаваемых
ими товаров.
│
└───────
|
С древности возникали такие
ситуации на рынке, но они были весьма редки и эпизодичны. Если цены
монополиста рынка поднимались до определенного уровня, то происходил
просто отказ покупателя от данного товара из-за возможности его замены
другими благами. Возможно, только цены на наркотики не влияют на уровень
потребления, да и то в определенных пределах. Поэтому реально монополии
используют гибкую стратегию ценообразования. Они выбирают такой объем
выпуска, при котором ПД=ПИ, но цена (Ц1) больше средних издержек. Ц1 выше Ц2, которая соответствует условиям совершенной конкуренции. Разница
между ними - сверхприбыль. Предыдущая Следующая
|