Предыдущая Следующая
* размеры этих пособий растут потому, что
в них включают разнообразные дидактические материалы - вопросы,
упражнения, задачи, словари и т.п.;
* их пишут отдельные авторы, а поэтому в
них много субъективных соображений, чрезмерный плюрализм мнений.
Это достоинство оказывается одновременно и недостатком. В то
же время существует тенденция разработки согласованных пособий
многими авторитетами, как это имеет место в «Прикладной экономике»
- основе программы
«Достижения молодых» [109];
* наблюдаются и субъективные увлечения
определенными аспектами экономики, асимметричность вместо гармонии,
системности. Одни авторы дают больше маркетинга, другие - менеджмента,
третьи - эконометрики
и т.д.;
* современные работы написаны на основе
«стихийной логики», в них нет практической диалектики, а поэтому их
теоретичность несущественна.
Названные недостатки
пособий для экономического образования ставят проблемы перехода
к более развитым уровням - дидактическим системам.
Последние должны включить в себя рациональные зерна всех существующих,
противоположных, противоречивых концепций. Следует иметь в виду
такой факт: в противоборствующих экономических школах обычно мало
или нет совсем заблуждений, а имеется гипертрофирование тех или
иных аспектов экономической практики. В связи с этим и важно использовать
все рациональное в современной экономической мысли, что возможно
только с помощью интеллектики. Эту проблему легче назвать, чем решить.
В ХIХ веке
обособились две ветви экономической мысли: «пролетарская» и «предпринимательская».
Первая из них за основу взяла трудовую теорию цены (стоимости), а вторая - теорию предельной
полезности. Им присущи одни и те же недостатки: апологетичность,
нетеоретичность, непедагогичность, неинтеллектуальность. Коренная
причина этих недостатков - философская
некомпетентность ее адептов. В то же время в каждой из них имеются
свои достоинства. Пролетарская версия базируется на сознательном
применении философии, прежде всего, логики и диалектики. Заложенные
ею основы были движением к теоретичности. Однако эта тенденция выродилась,
не была воспринята ее последователями. В результате она зашла
в тупик и потерпела сокрушительное поражение. Теоретичность экономических
знаний не осуществилась в этом направлении экономической науки.
У классиков предпринимательской политэкономии наметились
серьезные моменты объяснения практики. Предыдущая Следующая
|