Главная страница

Ссылки

Литература

Мои друзья

Администратор


размести мою кнопку
на своем сайте.


 Юбилейные монеты России

Предыдущая Следующая

                        (СЗМ - средние затраты естественных монополий)

  СЗМ

                                                          Производство

Ис­кус­ст­вен­ная мо­но­по­лия не является результатом стихийного экономического развития. Она - результат сговора крупных фирм, стрем­ящихся по­лу­чить мо­но­по­ль­ную при­быль. При все­об­щем стрем­ле­нии к мак­си­ми­за­ции при­бы­ли ее по­лу­ча­ют глав­ным об­ра­зом те, кто име­ет для это­го осно­ва­ния. В ка­че­стве та­ко­го осно­ва­ния ста­но­вит­ся индустриальный по­тен­ци­ал пред­при­ятия. Для этой фор­мы мо­но­по­лии ха­рак­тер­но то, что в те­че­ние не­ко­то­ро­го вре­ме­ни од­на фир­ма может быть единс­твен­ным по­став­щи­ком то­ва­ра, но не им­еть спе­ци­аль­ной за­щи­ты от кон­ку­рен­ции. В раз­ных стра­нах за­ко­но­да­те­льс­тво в не­ко­то­рой ме­ре услов­но от­но­сит к это­му ти­пу пред­при­ятия, ко­то­рые про­из­во­дят 40-60% то­го или ино­го то­вара.      

ДОМИНАНТНЫЕ И ЧИСТЫЕ МОНОПОЛИИ. До­ми­нант­ной мо­но­по­ли­ей мож­но счи­тать круп­ней­шие пред­при­ятия от­рас­ли, ко­то­рым про­ти­во­сто­ит мно­же­ство мел­ких пред­при­ятий - це­но­ис­ка­телей.     «Чистыми» мо­но­по­ли­ями на­зы­ва­ют те, ко­то­рые воз­ни­ка­ют  при производстве  уни­ка­ль­ных то­ва­ров, не име­ющих субс­ти­ту­тов, за­щи­щен­ных па­тен­та­ми, или те компании, которые эксплоатируют  мес­то­ро­жде­ния по­ле­зных ис­ко­па­емых или  имеют ис­клю­чи­те­ль­ные пра­ва на какую-то сферу деятельности. Глав­ной фор­мой чис­тых мо­но­по­лий яв­ля­ют­ся «ес­те­ствен­ные» мо­но­по­лии. На их до­лю в США при­хо­дит­ся 5-6% ва­ло­во­го на­цио­на­ль­но­го про­дук­та [см.: 51,Т.2, с.93].       

ДИСКРИМИНАЦИОННЫЕ мо­но­по­лии ис­по­ль­зу­ют сис­те­му цен, раз­ли­чие ко­то­рых не обо­сно­ва­но уров­ня­ми из­де­ржек, на­при­мер, под­пис­ка на пе­чать при раз­ной це­не для биб­лио­тек, ин­ди­ви­дов и сту­ден­тов. Про­стая мо­но­по­лия  про­да­ет то­ва­ры по од­ной и той же це­не всем по­ку­па­те­лям.  Дискриминационная мо­но­по­лия  проводит ценовую дискриминацию - уста­на­вли­ва­ет раз­лич­ные це­ны на раз­ные еди­ни­цы од­но­го и то­го же то­ва­ра, не оправ­дан­ные ни­ка­ки­ми раз­ли­чи­ями в из­держках. В результате она заставляет платить некоторых потребителей  "резервную цену" и присваивает «ренту потребителя». Каждую единицу товара продают тому покупателю, который оценивает ее выше всех, по той максимальной цене, которую он готов за нее заплатить. Эти монополии используют систему «двойного тарифа» [см.26].

Го­су­дарс­твен­ной мо­но­по­ли­ей яв­ля­ет­ся эмис­сия де­нег, а так­же, час­то, про­из­водс­тво и ре­али­за­ция опре­де­лен­ных то­ва­ров, например, нар­ко­ти­ков, алкогольных на­пит­ков, во­ору­же­ний и т.п. В  ли­те­ра­ту­ре, обыч­но, на­зы­ва­ют все эти фор­мы при­ви­ле­гий мо­но­по­лией.  


Предыдущая Следующая