Предыдущая Следующая
ЗАКРЫТЫЕ
И ОТКРЫТЫЕ МОНОПОЛИИ. Исторически исходной формой монополии, как
особого рода неслучайного явления, можно считать закрытую ее форму.
Закрытая монополия - это монополия, защищенная
юридическими, легальными запретами, наложенными на конкуренцию.
Первые монополии обычно представляли такую ее форму, и некоторые из
них назывались регалией. Власти обеспечивали привилегии того или
иного субъекта в той или иной сфере деятельности: право торговать
определенными товарами или в определенной местности и т.п. Например,
монополия почтовой службы США на поставку почты первым классом. Обычно
это принимает форму государственного лицензирования на совершение
определенного бизнеса. Этому служит и патентование инновационных
идей. Патентная защита авторских прав ограничивает возможность использовать
изобретения без получения за плату специального права на это. Многообразны
формы закрытых монополий. Это могут быть и обособленные предприятия,
которым государство помогает поддерживать монополизм. Например,
государство США запрещает конкурировать с местной электрической
компанией. Барьеры для входа иных предприятий в отрасль бывают различными
[см.: 150, Т.2, с.4]. НЕВОСПРОИЗВОДИМЫЕ
И ВОСПРОИЗВОДИМЫЕ МОНОПОЛИИ. Открытая монополия возникает на основе
развития конъюнктуры рынка. Монополия на невоспроизводимые факторы
возникает в результате владения уникальными природными ресурсами:
месторождениями полезных ископаемых, курортными зонами
и т.п. Остальные монополии возникают по поводу воспроизводимых
ресурсов.
ЕСТЕСТВЕННЫЕ
И ИСКУССТВЕННЫЕ МОНОПОЛИИ. К естественным монополиям относят
те отрасли, в которых долгосрочные средние издержки минимальны только
тогда, когда фирма обслуживает весь рынок. Обычно это отрасли производственной
инфраструктуры, обеспечивающие транспорт, связь, канализацию, водоснабжение,
электроэнергию и т.д. В таком случае государство регулирует
цены и устанавливает стандарты на товары.
Естественные
монополии опираются либо на
уникальные природные ресурсы, либо на уникальную сложную технологию. Одновременно,
это “дойная корова” для иных монополий. Удержание государством низких цен на
услуги и товары естественных монополий позволяет частным монополиям повышать
цены на свои товары и получать сверхприбыль.
Затраты
СЗКФ (СЗКФ - средние затраты конкурентных фирм) Предыдущая Следующая
|