Предыдущая Следующая
Первоначально
экономическая наука рассматривала домохозяйство и все его ресурсы,
технику, технологию. В определенной мере эта идея содержится в
экономическом труде Ксенофонта. Затем от нее отпали техника, технология,
и ее объектом стали различные аспекты организации людей при обеспечении
ими источников средств существования: производство, распределение,
обмен, потребление, богатство и т.п.
Сегодня речь идет все более о том, что экономическая наука показывает,
как принимают решения люди. Это, естественно, не отрицает необходимости
знания самих экономических феноменов и их технической основы. Минимум
этих знаний обучаемые получают до начала изучения ФТЭ, и в рамках последней должны качественно
расширить свою экономическую эрудицию. Тем не менее, главным становится
развитие интеллекта, то есть способности анализировать экономику
на основе всей имеющейся совокупности методов.
Экономическая мысль
┌──────┼────────┐
взгляды ® учения ®
теории
|
Экономические
взгляды обычно представляют обособленные положения авторов. Учения
(доктрины) характеризуются комплексностью знаний, а теории - их системностью.
Экономическая теория дает системную трактовку фактов экономики.
Теоретичность состоит не просто в абстрактности объяснения, а является
высшей формой практичности (прагматичности) объяснения объекта.
Только такой характер теории объясняет ее необходимость для всех
людей, стремящихся познать экономику. «Первым поводом к изучению
экономической теории является то, что эта теория имеет дело с такими
проблемами, которые касаются всех нас без исключений» [89,с.23]. Экономическая
мысль в целом не поднялась на уровень теории, хотя были отдельные теоретические
прорывы, например, в произведении П.
Прудона, в «Капитале» К. Маркса.
Экономические знания
┌──────┴──────┐
практические ® теоретические
┌───────┴──────┐
прикладные ® фундаментальные
|
Практические
знания являются основой деятельности
людей. Теоретические знания - содержание сложных профессий.
Ограниченность последних проявляет недостаток фундаментальных
знаний для того, чтобы позволить молодым людям иметь мудрость старости
на основе изучения «многого немногими словами», исключения больших
потоков перерабатываемой информации в процессе развития
своего духовного мира.
Предыдущая Следующая
|