Предыдущая Следующая
В древности
возник и другой тип практических знаний о труде: знания о
хозяйствовании (ведении домашнего
хозяйства). Затем возник термин «экономика», который с тех пор означает
и практику, и науку о практике. Экономическая наука отражала организацию
хозяйственных операций, распределительные, в том числе рыночные отношения
с другими домохозяйствами, а также и с другими формами хозяйственных
ячеек общества - храмовыми хозяйствами,
государственным хозяйством.
Первой
экономической книгой можно считать произведение Ксенофонта
(430-355 гг. до н. э.). В истории экономической мысли ему уделено
должное внимание. В то же время пока недооценивают этот документ
экономической мысли. Ксенофонт исходил из невозможности всезнания
в хозяйственном деле. В то же время он дал не только общие принципы,
но и, говоря современным языком, содержание менеджмента. В его
труде содержатся прикладные экономические вопросы, а также и знание
агротехники выращивания зерновых, садоводства. Тем самым его произведение - факт единства
технических и прикладных экономических наук, которые в последующем
обособились.
Экономические
знания можно найти в работах Платона, Аристотеля и других древних
авторов. Этот тип практических знаний постоянно развивался.
В начале нового времени он представлял уже довольно сложное
учение. Например, в ХIII веке Э. Буало составил книгу ремесел Парижа,
которая охватывала 100 из 350 ремесел. Она отражала различные
аспекты ремесленного производства: его организацию, регламентацию.
В ней были указаны повинности в пользу казны. Она была правовой
основой цехового строя. Последующее развитие этих знаний породило
всю совокупность современных прикладных экономических наук.
В составе последних можно насчитать большое число специальных
экономических наук. Они имеют громадное значение для организации
современной экономики. Для обеспечения системной трактовки прикладных наук необходимо изложение на основе строго определенного
подхода к экономической практике, что весьма трудно обеспечить.
В экономических науках существует много противоречий, недостатков
изложения и т.п. Недостатки указанных наук привели к разработке общеэкономических теорий, экономикс.
Предметом
ФТЭ последовательно были: материальное производство, ресурсы,
богатство; организация людей при обеспечении ими благосостояния;
различные общественные формы организации людей с целью удовлетворения их
потребностей; производственные
отношения, техника, методы анализа и принятия решений.
Техника анализа (“техника мышления” по Кейнсу) все более становится
главной при обучении ФТЭ [см. 132, с.6-7], что не отрицает важности первоначальных
ее объектов. ФТЭ превращается в
средство развития интеллекта для понимания общей системы распределительных
отношений общества. Предыдущая Следующая
|