Предыдущая Следующая
Спрос
рождает предложение в условиях
свободного рынка.
Емкость
рынка характеризуется величиной товарооборота,
что зависит от взаимного соотнесения цен на товары. Чем ниже цены,
тем больше ёмкость рынка, и наоборот.
Закон стоимости
(цены) - основной экономический
закон свободного рынка. “Отношение продукта труда к продукту не выражается
в форме стоимости ни до товарного
производства, ни после него” [79,Т.36,с.181]. В соответствии с этим законом
в процессе купли-продажи товаров предполагается обмен эквивалентами,
т.е. равное количество общественно необходимых затрат труда (ОНЗТ). Равенство
стоимостей обмениваемых товаров не означает, что все сделки соответствуют
такой пропорциональности обмена товарами. Этот закон свидетельствует
только о том, что "центром тяжести" колебания цен всего множества
сделок является ОНЗТ. Многие же сделки заключаются по ценам выше и ниже затраченного труда.
Цены товаров отклоняются как в одну, так и в другую стороны. При
этом необходимо учитывать также и то, что имеют место и обман покупателей,
и просто ошибки при определении цены товаров. Закон
стоимости состоит в том, что труд
признается в качестве главного фактора пропорций, эквивалентности.
Идеологическое
значение трактовки этого закона показал
Д. Львов, назвав его главным фактором краха советского социализма: «Система
управления служила проводником насаждаемых
сверху идеологических установок,
исполнителем приговора, заложенного в трудовой теории стоимости» [72,с.9-190].
Словом
“стоимость” называют разные явления:
Значение слова
“стоимость”
┌───────────────────┼─────────────────┐
пропорции
обмена ® затраченный труд ® общественно-необходимые
на всеобщий
эквивалент на производство затраты труда
(в
“третьем” товаре
[79.Т.20.321]) .
....
Цены ..*.. Стоимость товара («Центр
тяжести»,
товаров .... вокруг которого колеблются цены)
..
.
Производительность
труда характеризует
выработку продукции на единицу затрат совокупного труда (прошлого и живого).
Она повышается по мере общественного прогресса, роста превращения науки в производительную силу,
совершенствования техники и т.п. Рост производительности труда ведет к падению цены товаров.
“... Раз совершилось изменение в производительности труда, то должно произойти изменение
стоимости товаров” [79,Т.25, Ч.1, с.224-225]. Предыдущая Следующая
|