Главная страница

Ссылки

Литература

Мои друзья

Администратор


размести мою кнопку
на своем сайте.


 Юбилейные монеты России

Предыдущая Следующая

Ак­ту­аль­ность по­ни­ма­ния собс­твен­но­сти со­сто­ит в том, что этот эле­мент эко­но­ми­че­ской сис­те­мы об­щес­тва ока­зы­ва­ет­ся опре­де­ля­ющим по срав­не­нию со все­ми оста­ль­ны­ми. То, как лю­ди вступают в отношения  по по­во­ду ресурсов,  влияет на все другие от­но­ше­ния ин­ди­ви­дов. По­это­му по­зна­ние об­щес­тва, эко­но­ми­ки, вза­имо­от­но­ше­ний лю­дей за­ви­сит от по­ни­ма­ния то­го, как каж­дый из них от­но­сит­ся к бла­гам. Спо­соб их от­но­ше­ний к ре­сур­сам и вза­имо­от­но­ше­ний их по по­во­ду  присвоения ре­сур­сов ста­но­вят­ся важ­ней­шей дви­жу­щей си­лой об­щес­твен­но­го, в том чис­ле эко­но­ми­че­ско­го, раз­ви­тия. Особое значение имеет высшая форма присвоения ресурсов – собственность, которая определяет  все остальные отношения людей, в том числе и  мо­ти­вы их по­ве­де­ния.

2.4.1. Сущность собс­твен­но­сти 

Собс­твен­ность не яв­ля­ет­ся веч­ным, ес­те­ствен­ным феноменом. Она воз­ни­кла на опре­де­лен­ном эта­пе об­щес­твен­но­го раз­ви­тия, то есть яв­ля­ет­ся со­ци­аль­ным, ис­то­ри­че­ским продуктом. Собстве6ность - результат распределения ресурсов в обществе.

«Изо­ли­ро­ван­ный ин­ди­вид со­вер­шен­но так же не мог бы иметь собс­твен­ность на зем­лю, как он не мог бы и го­во­рить» [79,Т.46, Ч.1, с.473]. «По­ня­тие о собс­твен­но­сти так­же ма­ло врож­ден­но че­ло­ве­ку, как ма­ло са­мо уста­но­вле­ние ее при­су­ще всем эпо­хам и стра­нам» [70, с.223]. Рас­сма­три­вая ис­то­рию ста­но­вле­ния собс­твен­но­сти, Ю. Лип­перт по­ка­зал и ме­то­до­ло­ги­че­скую ошиб­ку: по­пыт­ку су­дить об иных вре­ме­нах с точ­ки зре­ния тех, кто этим за­нят, например, о про­шлом на осно­ве со­вре­мен­ных пред­став­ле­ний: «По­доб­но то­му, как мы, в сво­их суж­де­ни­ях о до­бро­де­те­лях и по­ро­ках от­да­лен­но­го про­шло­го, охот­но при­ла­га­ем на­шу мер­ку, так и на­род, на­про­тив при­ла­га­ет ста­рин­ную мер­ку к по­здней­шим яв­ле­ни­ям» [там же, с. 226].    

  Ис­ход­ным пунктом для рас­смо­тре­ния иму­ще­ствен­ных от­но­ше­ний мо­жет быть во­прос «что та­кое собс­твен­ность?» Этот во­прос был по­став­лен Арис­то­те­лем. Мно­гие известные ученые его за­да­ва­ли в те­че­ние всей писаной ис­то­рии об­щес­тва, в том чис­ле Рус­со, Пру­дон. И в на­сто­ящее вре­мя не­од­но­крат­но в серд­цах вос­кли­ца­ют лю­ди по по­во­ду это­го во­про­са. В целом, люди много знают о собственности, но все еще нет полной ясности в ее научных определениях.

Воз­мож­ны не­ско­ль­ко не­тож­де­ствен­ных (хо­тя и близ­ких) вер­сий сис­те­мно­го, теоретического от­ве­та на во­прос «что та­кое собс­твен­ность?»   

Ре­сурсы  (потребление)

       ┌─────┴──────┐

ни­чей­ные ®  отчужденные

            ┌───┴────┐

                   насилием®при­сво­ен­ные (обладание)     

                 ┌───┴────┐

                                 на­ро­дом ® ин­ди­ви­да­ми

                          (до­сто­яние)    на осно­ве (вла­дение)   

                                                ┌─────┴───┐       

                                       пра­ва, обычаев ®  за­конов                              

                                      (иму­ще­ство)           (собс­твен­ность)         

НИЧЕЙНЫЕ РЕСУРСЫ бы­ли ис­ход­ной, а сейчас являются простейшей  фор­мой материальных отношений, ба­зой эко­но­ми­ки. Их потребляют без присвоения. Та­ким образом люди ас­си­ми­ли­ру­ют воз­дух, ветер, лу­чи, теп­ло и свет солн­ца, по­ль­зу­ют­ся оке­аном, водой ту­ч, да­рами при­ро­ды, кос­мо­сом, Антарктидой. Каж­дый ин­ди­вид по­ль­зу­ет­ся ими без при­свое­ния и без огра­ни­че­ния воз­мож­но­сти дру­гих по­ль­зо­ва­ть­ся ими. В ХХ ве­ке воз­ни­ка­ют опре­де­лен­ные кол­ли­зии по это­му во­про­су. На­при­мер, по­ль­зо­ва­ние оке­аном, во­дой в ту­чах над стра­ной с це­лью по­ли­ва се­льс­ко­хо­зяйс­твен­ных ку­ль­тур те­ми или ины­ми спо­со­ба­ми ис­кус­ст­вен­но­го до­жде­ва­ния. На зем­ном ша­ре со­хра­ня­ет­ся це­лый ни­чей­ный ма­те­рик  - Антарктида, в от­но­ше­нии ко­то­ро­го до­го­во­ри­лись не при­сва­ивать его. Ми­ро­вой оке­ан так­же оста­ет­ся ни­чей­ным. В то же вре­мя зна­че­ние это­го ис­точ­ни­ка благ па­дает.


Предыдущая Следующая