А цены растут и растут: повышают квартплату домовладельцы, дороже берут за мясо и хлеб лавочники, все недоступней одежда и обувь.
Только за последние годы продукты питания в США подорожали почти на 10%, обувь — на 18%, мебель — на 24%. Все туже стягивают пояса французские рабочие: здесь цены на продукты питания выросли с 1945 по 1980 год почти в десять раз.
В начале нашего века во многих странах Европы, а позже и в США на предприятиях ввели восьмичасовой рабочий день. Но эксплуатация не уменьшилась. Капиталисты нашли способ за 8 часов получать и присваивать больше труда, чем за прежние 12—14 часов.
Многие читатели, наверное, слышали имя Форда. Его автомобильная фирма — одна из крупнейших и богатейших в мире.
Но не только этим прославился американец Генри Форд — основатель фирмы.
Он первый ввел в практику «потогонную» систему работы. Он придумал способ превращения человека в машину, средство выжать из него все, что он может дать за сравнительно короткий рабочий день. Жажда прибыли натолкнула Форда на мысль разделить сложную работу на несколько легких и простых. Собрать мотор автомобиля — дело мудреное. Надо знать последовательность сборки, назначение деталей, уметь их подогнать к месту, закрепить.
Этим занимались слесари-сборщики высокого разряда.
Форд одного сборщика заменил несколькими. Но каждый выполнял одну простейшую операцию: ставил поршень в блок цилиндров, завинчивал один винт, закреплял одну гайку и так далее.
Для этого не нужно никакой квалификации, все выполнялось механически, бессознательно. Таким рабочим
можно платить гораздо меньше, каждого из них очень просто заменить другим.
Но это не все. Почти все виды обработки частей автомобиля и сборки Форд перенес на конвейер.
Вместо неподвижных верстаков и стендов в цехах установили длиннейшие движущиеся ленты. Вдоль лент стоят
Предыдущая Следующая