Предыдущая Следующая
Магомет ибн Саиб охотно согласился дать мне нужное количество слоновой кости, но... только в обмен на сукно и обувь. Ни того, ни другого я не имел. Я предлагал ему ружья, порох, кожи, но он решительно отказался.
Когда я, раздосадованный, собрался вернуться к себе с пустыми руками, араб сказал мне, что у его соплеменника Магомета ибн Гаариба есть подходящая обувь и сукно, и он согласится поменять их на проволоку. Проволоки у меня было вдосталь. Я послал за ней своих помощников, а сам отправился к Магомету ибн Гаарибу. Только через два дня пути вдоль берега озера я достиг цели. Еще через два дня прибыла проволока. И тогда, наконец, состоялась сделка.
Я отдал проволоку Магомету ибн Гаарибу и получил от него одежду и обувь. На обратном пути я завез все это Магомету ибн Саибу, у которого взял слоновые бивни. Доставив слоновую кость Сайд ибн Габибу, я, наконец, получил лодки.
Все, слушавшие капитана, весело рассмеялись.
— Подумать только, — проговорил Камерон в заключение своего рассказа, — насколько сложна и неудобна была бы жизнь цивилизованного общества при таком способе оплаты покупок или услуг. Вообразите, крестьянин, например, чтобы поехать в город поездом, должен был бы привезти дорожному агенту... ну хотя бы воз сена...
— А дантист — запломбировать зуб трактирщику за каждую кружку эля, — продолжил кто-то под общий смех.
— Тогда каретнику, чтобы купить продукты к завтраку, пришлось бы сначала обменять свои кареты на двадцать ярдов сукна в Йоркшире, на тысячу фунтов каменного угля в Уэлсе и на железо в Бирмингаме, привезти все это в столицу...
— Отдав часть угля капитану корабля за доставку из Ливерпуля в Лондон...
— ...А вознице — за провоз из порта до дома... — ...И потом искать лавочников, согласных обменять часть этих товаров на кусок мяса, рыбу и овощи.
— Это ужасно! Моему другу, стряпчему Драйдену, пришлось бы держать в своем роскошном кабинете свиней и кур, принесенных клиентами в уплату.
— Нет, господа! — воскликнул сидевший у камина друг Камерона мистер Ф\ Тернер. — Трудней всего пришлось бы, конечно, святым отцам. Чем бы они Дкя 'тЖрЧ
расплачивались, скажем, с башмачником, портным, домашней прислугой?.. зііщіайвіі/ші
_Боже, леди, джентльмены! Как мне нужны деньги и как мало их у меня! — с Ш • '
комическим огорчением перебил всех юный Крейн, хлопнув себя по карманам.
— Надеюсь, не для той цели, для которой они нужны были мертвому этруску? — спросил молчавший до тех пор человек, на редкость маленького роста, с большой и совершенно лысой головой, известный археолог.
Все с недоумением повернулись к нему.
— Несколько лет назад я вел раскопки на Апеннинском полуострове, — стал пояснять ученый. — Мы нашли там могилу этруска. Вы, конечно, знаете, что древний народ этрусков жил когда-то на территории Средней Италии. Мало что известно о нем. Седьмой век до нашей эры уже был наивысшей порой расцвета этого народа. Этруски оставили нам дивные произведения искусства. Так вот,— слегка запнувшись, продолжал маленький человек, — в могиле находился полусгнивший скелет захороненного. Его костлявая рука, представьте себе, держала кусок меди. Во времена этрусков медные слитки служили деньгами. Вы спросите, зачем деньги мертвецу? Дело в том, друзья мои, что этруски, как и древние греки, верили, будто после смерти душа человека переселяется из нашего мира в мрачное подземное царство Аида, брата самого могущественного из богов — Зевса. Суровый и молчаливый старец Харон перевозит туда души через реку Ахеронт на своей барке. Вот для уплаты за перевоз и вложили близкие кусок меди в руку покойника. Ничто, друзья мои, ни на этом, ни на том свете не делается бесплатно. Предыдущая Следующая
|