Главная страница

Ссылки

Литература

Мои друзья

Администратор


размести мою кнопку
на своем сайте.


 Юбилейные монеты России

Предыдущая Следующая

Магомет ибн Саиб охотно согласился дать мне нужное количество слоновой кости, но... только в обмен на сукно и обувь. Ни того, ни другого я не имел. Я предлагал ему ружья, порох, кожи, но он решительно отказался.

Когда я, раздосадованный, собрался вернуться к себе с пустыми руками, араб сказал мне, что у его соплеменника Магомета ибн Гаариба есть подходящая обувь и сукно, и он согласится поменять их на проволоку. Проволоки у меня было вдосталь. Я послал за ней своих помощников, а сам отправился к Магомету ибн Гаарибу. Только через два дня пути вдоль берега озера я достиг цели. Еще через два дня прибыла проволока. И тогда, наконец, состоялась сделка.

Я отдал проволоку Магомету ибн Гаарибу и получил от него одежду и обувь. На обратном пути я завез все это Магомету ибн Саибу, у которого взял слоновые бивни. Доставив слоновую кость Сайд ибн Габибу, я, наконец, получил лодки.

Все, слушавшие капитана, весело рассмеялись.

— Подумать только, — проговорил Камерон в заключение своего рассказа, — насколько сложна и неудобна была бы жизнь цивилизованного общества при таком способе оплаты покупок или услуг. Вообразите, крестьянин, например, чтобы поехать в город поездом, должен был бы привезти дорожному агенту... ну хотя бы воз сена...

— А дантист — запломбировать зуб трактирщику за каждую кружку эля, — продолжил кто-то под общий смех.

— Тогда каретнику, чтобы купить продукты к завтраку, пришлось бы сначала обменять свои кареты на двадцать ярдов сукна в Йоркшире, на тысячу фунтов каменного угля в Уэлсе и на железо в Бирмингаме, привезти все это в столицу...

— Отдав часть угля капитану корабля за доставку из Ливерпуля в Лондон...

— ...А вознице — за провоз из порта до дома... — ...И потом искать лавочников, согласных обменять часть этих товаров на кусок мяса, рыбу и овощи.

— Это ужасно! Моему другу, стряпчему Драйдену, пришлось бы держать в своем роскошном кабинете свиней и кур, принесенных клиентами в уплату.

— Нет, господа! — воскликнул сидевший у камина друг Камерона мистер Ф\ Тернер. — Трудней всего пришлось бы, конечно, святым отцам. Чем бы они Дкя 'тЖрЧ

расплачивались, скажем, с башмачником, портным, домашней прислугой?.. зііщіайвіі/ші

_Боже, леди, джентльмены! Как мне нужны деньги и как мало их у меня! — с Ш • '

комическим огорчением перебил всех юный Крейн, хлопнув себя по карманам.

— Надеюсь, не для той цели, для которой они нужны были мертвому этруску? — спросил молчавший до тех пор человек, на редкость маленького роста, с большой и совершенно лысой головой, известный археолог.

Все с недоумением повернулись к нему.

— Несколько лет назад я вел раскопки на Апеннинском полуострове, — стал пояснять ученый. — Мы нашли там могилу этруска. Вы, конечно, знаете, что древний народ этрусков жил когда-то на территории Средней Италии. Мало что известно о нем. Седьмой век до нашей эры уже был наивысшей порой расцвета этого народа. Этруски оставили нам дивные произведения искусства. Так вот,— слегка запнувшись, продолжал маленький человек, — в могиле находился полусгнивший скелет захороненного. Его костлявая рука, представьте себе, держала кусок меди. Во времена этрусков медные слитки служили деньгами. Вы спросите, зачем деньги мертвецу? Дело в том, друзья мои, что этруски, как и древние греки, верили, будто после смерти душа человека переселяется из нашего мира в мрачное подземное царство Аида, брата самого могущественного из богов — Зевса. Суровый и молчаливый старец Харон перевозит туда души через реку Ахеронт на своей барке. Вот для уплаты за перевоз и вложили близкие кусок меди в руку покойника. Ничто, друзья мои, ни на этом, ни на том свете не делается бесплатно.


Предыдущая Следующая