2. 1949 г. - Конференция в Аннеси (Франция, 13 стран);
3. 1950 г. - Конференция в Торки (Великобритания, 38 стран);
4. 1956 г. - Женевская конференция 1956 (26 стран);
5. 1960-1961 гг. - Диллон-раунд (Женева, 26 стран);
6. 1964-1967 гг. - «Кеннеди-раунд», Женева (62 страны);
7. 1973-1979 гг. - «Токио-раунд» (102 страны);
8. 1986-1994 гг. - Уругвайский раунд, г. Пунта-дель-Эсте (124 страны).
В 1995 г. в результате преобразования ГАТТ была создана ВТО, которая включает все принятые под руководством ГАТТ соглашения. Сегодня ВТО является единственной правовой и институциональной основой международного регулирования внешней торговли.
Рис. 10. Различия между ГАТТ и ВТО
Цели ВТО - Укрепление мировой экономики, расширение торговли, увеличение инвестиций, занятости и повышение уровня доходов в мире.
Функции ВТО:
• Административная работа, связанная с многосторонними соглашениями
• Наблюдение за состоянием мировой торговли (мониторинг) и консультации по управлению в сфере международной торговли
• Выполнение роли форума для многосторонних торговых переговоров
• Обеспечение механизма примирения в урегулировании торговых споров
• Наблюдение за торговой политикой государств
127
Мировая экономика
• Сотрудничество с другими международными учреждениями, влияющими на определение глобальной торговой политики
Основные принципы ВТО:
• Взаимности торговых уступок, реализуемый в РНБ
• Предсказуемый и расширяющийся доступ к рынкам
• Содействие справедливой конкуренции
• Зашита посредством пошлин
• Поощрение экономических реформ
2.10.2. Россия в системе международного регулирования внешней торговли
По нормам ГАТТ, деятельность государственных структур в сфере внешней торговли допускалась лишь постольку, поскольку она не нарушала режим свободной конкуренции. СССР (а Россия правопреемник СССР) не мог быть полноправным участником ГАТТ. В 1983 г. СССР пытался получить статус наблюдателя в ГАТТ. Но США и их союзники этому воспрепятствовали. В 1989 г. США поддержали просьбу СССР о предоставлении статуса наблюдателя, и в 1990 г. была подана официальная заявка о предоставлении СССР статуса наблюдателя.
Причина изменения позиции США состояла в том, что «выталкивание» СССР из организации привело бы к регионализации и дифференциации торговых правил. Например, эта тенденция проявилась в заключении странами «Общего рынка» (ЕЭС) особых соглашений с третьими странами.
Противоречивость позиции США и других развитых стран по вопросу вступления СССР и позже России в ГАТТ/ВТО была в том, что для России (по их мнению) нельзя применять принцип взаимности торговых уступок.
С точки зрения экономических интересов России, ее неучастие в ГАТТ приводило к некоторым потерям. Страна не участвовала в выработке международных норм и правил внешней торговли, поэтому не могла в полной мере защищать свои экономические интересы.
Предыдущая Следующая