Предыдущая Следующая
111
Мировая экономика
❖ услуги связи,
❖ строительные услуги,
❖ страховые услуги,
❖ финансовые услуги,
❖ компьютерные и информационные услуги,
❖ роялти и лицензионные платежи,
❖ прочие деловые услуги,
❖ услуги в сфере культуры и отдыха,
❖ государственные услуги.
Деление международных сделок с услугами в зависимости от характера поведения продавца и покупателя услуг:
Производитель не перемещается
|
А. Транспорт, компьютерные и информационные услуги
|
В. Поездки (туризм), образование и медицинские услуги
|
Производитель перемещается
|
С. Прямые иностранные инвестиции, временная трудовая миграция
|
Э. Поездки в третьи страны, организованные фирмами-нерезидентами
|
ТНК и услуги
• Появление ТНК привело к размыванию границ между отдельными видами услуг.
• Банки, например, стали выпускать кредитные карточки, выполнять функции транспортных агентств.
• Так, компьютеры продаются вместе с программным обеспечением к ним, а производитель бытовой электроники гарантирует покупателю фирменное обслуживание своей техники, которое доступно в любой точке земного шара.
Структура и динамика мировой торговли услугами Услуги - это экономическая деятельность, непосредственно удовлетворяющая личные потребности членов общества, домашних хозяйств, потребности разного рода предприятий, объединений, организаций, общественные потребности или потребности общества в целом, не воплощенные в материально-вещественной форме.
112
Международная торговля и внешнеторговая политика
Международная торговля услугами имеет свою специфику: неосязаемость невидимость
неразрывность производства и потребления неоднородность и изменчивость качества неспособность услуг к хранению Именно в силу неосязаемости и невидимости большинства услуг торговлю ими иногда называют невидимым экспортом или импортом.
Темпы прироста международной торговли услугами, %
Доля групп услуг в общем объеме международной торговли
услугами по годам, % (на основе данных сайта Всемирной Торговой Организации)
113
Мировая экономика
На протяжении двух последних десятилетий наблюдается постоянный рост доли сферы услуг в совокупном ВВП, которая составляет в настоящее время более 70% от его общего объема и значительно превышает долю сферы производства товаров.
Такое соотношение является характерным как для экономически развитых, так и для развивающихся стран, где значение данного показателя составляет соответственно 73 и 65%.
Как показывает анализ, в этот период в мировой торговле наблюдается постоянное увеличение объемов экспортно-импортных операций в сфере услуг.
За период 1980 - 1997 гг. торговля услугами возросла в 3 раза, достигнув в 1997 г. 2605 млрд. долларов. В целом за эти два десятилетия темпы роста экспорта товаров и услуг опережали рост мирового валового продукта. Предыдущая Следующая
|