Предыдущая Следующая
По закону России иностранными инвестициями признаются все виды имущественных и интеллектуальных ценностей, которые иностранные инвесторы вкладывают в объекты предпринимательской и другой деятельности с целью получения прибыли (дохода).
257
Мировая экономика
4.6. Свободные (специальные) экономические зоны (СЭЗ)
4.6.1. Особенности СЭЗ
В настоящее время свободные экономические зоны (СЭЗ) прочно вошли в мировую хозяйственную практику и являются неотъемлемой частью международных экономических отношений. В системе мировых хозяйственных связей свободные экономические зоны предстают в основном как фактор ускоренного экономического роста за счет активизации международного товарооборота, мобилизации инвестиций, обмена технологиями, информацией, углубления интеграционных экономических процессов.
СЭЗ - это часть национального экономического пространства с особым режимом, где используется система льгот и стимулов, не применяемых в других частях территории страны.
Специальное законодательство, регулирующее хозяйственную деятельность на территории СЭЗ, охватывает следующие направления:
• таможенное регулирование;
• налогообложение;
• лицензирование;
• визовое оформление;
• банковскую деятельность;
• имущественные и залоговые отношения (в том числе - касающиеся прав собственности на землю);
• предоставление концессий;
• управление свободной зоной.
Определенную специфику в СЭЗ могут иметь также акты трудового и социального законодательства.
В СЭЗ выделяют четыре основные группы льгот, которые применяются в различных комбинациях:
1) внешнеторговые льготы - введение особого таможенного тарифного режима (снижение или отмена экспортно-импортных пошлин), а также упрощение порядка осуществления внешнеторговых операций;
2) налоговые льготы - налоговое стимулирование конкретных видов деятельности или поведения предпринимателей (касается налоговой базы, уровня налоговых ставок, вопросов временного или постоянного освобождения от налогообложения);
258
Международное движение капитала
3) финансовые льготы - различные субсидии (более низкие цены на коммунальные услуги, снижение арендной платы, кредиты на льготных условиях и т.д.);
4) административные льготы - упрощение процедур регистрации предприятий, а также оказание различных услуг.
Стоит отметить, что в результате применения льгот норма прибыли в СЭЗ составляет 30-35%, а иногда и больше: например, транснациональные компании получают в азиатских СЭЗ в среднем 40% прибыли в год. Существенно сокращаются (в 2-3 раза) сроки окупаемости капитальных вложений (считается нормальным для СЭЗ, когда эти сроки не превышают 3-3,5 года).
Но льготы, предоставляемые СЭЗ, не всегда являются главным стимулом для притока иностранного капитала. Не менее важными в этом отношении могут оказаться такие факторы, как политическая стабильность, инвестиционные гарантии, качество инфраструктуры, квалификация рабочей силы, а также всесторонняя поддержка со стороны центральной государственной власти. Предыдущая Следующая
|