Предыдущая Следующая
1. Административные (прямые) методы государственною регулирования основаны на установлении государством или его органом для субьекгов денежно-кредитных отношений обязательных к исполнению норм и нормативов. Примером такой нормы в сфере денежно-кредитное регулирования могут служить введение предельной величины расчетов наличными деньгами между юридическими лицами или ежеквартальные определения для юридических лиц предельной величины (лимита) кассовых остатков на конец рабочего дня.
Таким образом, административные (прямые) методы регулирования базируются на экономическом принуждении субьекгов денежно-кредитных отношений. Следует отметить, что в условиях рыночного хозяйства широкое применение таких методов рЄ[улированиа может привести к отрицательным последствиям, поскольку они противоречат основным принципам организации рыночной экономики.
2. В условиях рыночной экономики более приемлемо применение экономических (косвенных) методов государственное регулирования денежного обращения.
Примером экономических методов регулирования в сфере денежного оборота может служить то, что использование безналичных расчетов дешевле, чем расчеты наличными деньгами. И это стимулирует пред-
363
приятия и ирг апизации применять в расчетах между собой систему безналичных платежей.
3, Сочетание административных, и экономических методов (смешанное регулирование) часто применяется в процессах интервального регулирования, то есть тогда, кмда регулируемый параметр сверху или Снизу 01рани4ивается нормативно, а за пределом ограничений действуют тс или иные стимулы в зависимости от цели и задач регулирования.
Переход от методов прямого администрирования к экономическим методам ре]улирования денежно-кредитной сферы характерно для всех индустриально развитых стран.
. Переориентация на экономические методы управления в денежно-кредитной сфере определяется следующими тенденциями.
Во-первых, многократ7ю возросла итггернационализация связей кредитно-финансовых систем различных стран, и прямое административное вмешательство иарутпаст сложившиеся си»П-7И-
Во-вторых, на базе современных достижений информатики появились принципиально новые технологии операций па финансовом рынке, которые не могут регулироваться административными методами (пластиковые карточки, СВИФТ1 и др.).
В-третьих, значительно возросли обороты кредитно-финансового рынка, не контролируемые центральными банками, что значительно ограничивает сферу применения административных методов peiyjinpo-ыапия.
В 60-е годы почти все страны СОСР2 использовали административ-ные меры в той. или иной форме (в то время такие инструменты были полезными). Начиная с конца 70-х годов важная роль этих инструментов стала ослабевать. В 80-е годы они постепенно исчезли из набора инструментов денежно-кредитной политики, так как в силу изменений в финансовой и денежной среде они утратили свою эффективность; более того, политики стали четко осознавать недостатки таких инструментов и отрицательные последствия их применения. Предыдущая Следующая
|