Предыдущая Следующая
Б1.
С В О Б О Д Н Ы Й Р Ы Н О К
Аналитическая и синтетическая трактовки
Рынок конкуренции
┌───┴───┐
«совершенной» ®
несовершенной
(полиполия) (реальный)
┌───┴───┐
свободной ®
монополистической
|
Суть
свободного рынка остается неопределенной в литературе. Не давая обзора мнений,
приведу ту концепцию, которую разделяю и использую в данной работе. В целом,
она представлена схемой.
Полиполия - рынок совершенной
конкуренции. Его признаки:
* частная собственность на средства производства;
* развитость товарных отношений и наличие
многих
производителей и покупателей товара;
· доля каждого производителя
и покупателя в общем объеме рыночных сделок должна быть малой;
·
качество одних и тех же товаров разных
производителей должно быть одинаковым (однородность товаров);
· производители и потребители
имеют свободный вход на рынок (то есть им никто не должен мешать в этом
деле), т.е. полную свободу для организации производства любого
товара и смену его при переходе в другую отрасль;
·
отсутствие монополий и иных ведущих
сил на рынке;
·
все субъекты рынка обладают совершенной
информацией о ценах на рынке, условиях
реализации товаров и т.п., т.е. получают полную информацию об
уровне цен на рынке;
· продавцы и покупатели должны
мало знать друг о друге, они не должны вступать в сговоры друг с другом;
· участники совершенной конкуренции
должны вести себя только рационально, преследовать только выгоду.
Иначе следует предположить отсутствие эмоций у покупателей и продавцов.
В современных
работах наблюдаются крайности. Одни считают полиполию фикцией (фантомом),
которой не было и нет. По мнению этих
авторов, такой рынок существует
только в учебниках, но не в экономике. Другие признают существование
такого рынка в экономике в качестве исторически исходной и современной
базовой формы рынка. В таком случае признают синонимами слова «свободный
рынок» (СР) и «рынок совершенной конкуренции»
(РСК). Предыдущая Следующая
|