Главная страница

Ссылки

Литература

Мои друзья

Администратор


размести мою кнопку
на своем сайте.


 Юбилейные монеты России

Предыдущая Следующая

Простейшей формой потребления людей является ассимиляция свободных благ. Био­ло­ги­че­ская ас­си­ми­ля­ция при­ро­ды лю­дь­ми ни­чем не от­ли­ча­ет­ся от со­от­ветс­тву­ющих био­ло­ги­че­ских про­цес­сов рас­те­ний и жи­вот­ных.  Гегель предпринял попытку изложения общей теории ассимиляции природы живыми существами  [см.:28.Т.2, с.498-534].

                  АССИМИЛЯЦИЯ ® АДАПТАЦИЯ  ®  АКТИВНОСТЬ

Жизнь лю­дей пред­став­ля­ет сис­те­му их вза­имо­от­но­ше­ний. Из последних эко­но­ми­че­ская на­ука рас­сма­три­ва­ет ма­те­ри­аль­ные от­но­ше­ния  -  от­но­ше­ния по по­во­ду ре­сур­сов или ограниченных благ. Ма­те­ри­аль­ные от­но­ше­ния не ис­чер­пы­ва­ют всех от­но­ше­ний лю­дей. Ма­те­ри­аль­ные от­но­ше­ния яв­ля­ют­ся ба­зо­вы­ми и опре­де­ля­ют все оста­льные. Про­стей­шей фор­мой ма­те­ри­аль­ных от­но­ше­ний по по­во­ду благ яв­ля­ют­ся ес­те­ствен­ные от­но­ше­ния людей. Они уста­на­вли­ва­ют­ся по по­во­ду использования сво­бод­ных благ.

    Блага        

┌─────┴─────┐         

 ес­те­ствен­ные  ®  эко­но­ми­че­ские

 (сво­бод­ные)           (огра­ни­ченные)

          ┌────┴─────┐

               частные ® общественные

Пер­вым объ­ек­том  ФТЭ сле­ду­ет счи­тать те фор­мы ас­си­ми­ля­ции при­ро­ды лю­дь­ми, ко­то­рые су­ще­ству­ют в про­стом, чис­том ви­де и прак­ти­че­ски не от­ли­ча­ют­ся от при­ро­до­по­ль­зо­ва­ния всех ме­нее раз­ви­тых форм жиз­ни. Ге­гель впол­не обо­сно­ван­но трак­то­вал ас­си­ми­ля­цию в ка­че­стве про­стей­шей фор­мы при­ро­до­по­ль­зо­ва­ния и уде­лил ей мно­го вни­ма­ния в «Фи­ло­со­фии при­роды».      

«Не­ко­то­рые бла­га су­ще­ству­ют «сво­бод­но» в при­ро­де в до­ста­точ­ном ко­ли­че­стве для ПОЛНОГО и ПОСТОЯННОГО удо­влет­во­ре­ния опре­де­лен­ных че­ло­ве­че­ских по­треб­но­стей. Ти­пич­ный при­мер - воз­дух, не­об­хо­ди­мый для жиз­ни че­ло­ве­ка, но име­ющий­ся в изо­би­лии. Воз­дух, сле­до­ва­те­ль­но, не есть пред­мет про­из­водс­твен­ной де­яте­ль­но­сти или об­ме­на вви­ду то­го, что его по­треб­ле­ние про­ис­хо­дит ес­те­ствен­но» [102,с.347]. Клас­си­ки эко­но­ми­че­ской на­уки ука­зы­ва­ли на су­ще­ство­ва­ние сво­бод­ных благ, отмечали, пре­жде всего, воз­дух, свет и теп­ло солн­ца, во­ду, ве­тер. Ксенофонт  указывал на возможность купаться, прохлаждаться в тени или от дуновения ветерка [см.: 61,с.213]. В то же вре­мя классики от­ме­ча­ли и пре­вра­ще­ние этих благ при опре­де­лен­ных усло­ви­ях в эко­но­ми­че­ские бла­га. Воз­дух так­же ста­но­вит­ся эко­но­ми­че­ским бла­гом, ког­да его очи­ща­ют, охлаж­да­ют или на­гре­ва­ют, что ста­но­вит­ся, например, нор­мой в бо­ль­ших зда­ни­ях. Тем бо­лее это име­ет мес­то в осо­бых си­ту­аци­ях, ког­да его ко­ли­че­ство огра­ни­че­но по от­но­ше­нию к по­треб­но­сти: вспом­ним о кон­ди­ци­они­ро­ван­ном воз­ду­хе или о воз­ду­хе в под­вод­ной лод­ке и т.п.      


Предыдущая Следующая