Предыдущая Следующая
Общественные цены являются
результатом межотраслевой конкуренции и учитывают
органическое строение капитала. В результате происходит образование «цены
производства» (сумма издержек и средней
прибыли). В таком случае ценообразующим фактором является размер капитала, органическое его строение и принцип
распределения прибыли - «равная прибыль на равный капитал» вне
зависимости от его органического строения. Этот анализ Маркса исходит из
вменения интересов собственников крупного капитала в цены их товаров, что ведет
к углублению расхождений между уровнями справедливой цены и рыночной ценой.
«Нормальная цена».
Введем это условное название вместо названия «рыночная цена» (по Марксу). Она учитывает не только выше названные факторы, но и монополию
частной собственности на землю. В результате этого нормальная цена на сельхозпродукцию оказывается больше общественной
цены на нее. Собственники земли получают
абсолютную ренту за предоставление земли
в пользование общества. В результате этого
изменяются цены на все товары, а
не только на аграрные. Завышение одних является средством занижения других.
«Функциональные цены»
(условно) - это цены, которые учитывают интересы других
факторов рынка, например коммерсантов, кредиторов, которые «вменяют» свои
интересы в цены.
Монопольные цены. На ценообразование
начинает действовать и новый
фактор - монопольная власть на отдельные ресурсы. Прежде всего начинает действовать монополия
на особые участки земли, и возникает
монопольная рента. В таком случае монопольная цена оказывается выше
«нормальной цены» (рыночной, по Марксу).
Иначе, рыночные цены начинают учитывать и этот фактор и они
оказываются деформированными по
сравнению с теми ценами, которые могли
бы быть без этого.
Монопольные цены породили диспаритет цен.
Особое значение он приобрел в условия империализма, став нормой и существенно
воздействуя на всех членов рынка. Он
проявляется в графике цен, который называют «ножницами цен». В таком случае
существует два типа цен на товары (как говорят два типа тарифов или диспаритет
цен). Одни товары продают дороже, а
другие дешевле по сравнению со
справедливыми затратами труда на них. В результате возникает эксплуатация не
только наемных производителей, но и покупателей (потребителей) товаров
монополий.
«Трансфертные» («административные») цены являются следующим шагом в развитии
ценообразования и его зависимости от господствующих сил в обществе. При
капитализме они решают одни, а при социализме
другие проблемы. Этот процесс развития ценообразования приводит к возникновению ценностей, как превращенных
форм цен. Цена - объективное явление, а ценность - субъективное.
Полезность ® цена® ценность
Ценность товара проявляет не волю любого субъекта, а волю
тех, кто обладает монопольной властью (силой) на рынке. Последняя не произвольна,
а отражает накопленный за всю историю опыт господства на рынке, который растет
по мере роста размеров капитала. Основанием же господства крупнейшего капитала является единство могущества:
Предыдущая Следующая
|