Предыдущая Следующая
Сегодня эксплуатируют не только тех, кто живет
продажей рабочей силы, но и тех, кто
вступает в рыночные отношения. Если человек занят натуральным хозяйством, то
его понуждают платить налоги, которые оказываются средством «обслуживания
государственного долга».
И вся полемика о стоимости идет только по
этой причине - желание одних отвергнуть эксплуатацию
производителей, а других - доказать ее. Но не сводится к этому объяснение
экономической эксплуатации. Надо объяснить и
наиболее распространенную на сегодня
главную ее форму - эксплуатацию потребителей через диспаритет
цен и эксплуатацию граждан путем повышения налогов. А это требует иного объяснения
рынка, включения иных терминов. Поэтому
догматизм не приемлем по данному вопросу.
Структура современного рынка представлена всеми ранее существовавшими
типами рыночных отношений. Их можно
идеализировано указать так: мена ®
натуральный обмен® обращение ® торговля ®
коммерция ® маркетинг (планомерная реализация) ® сбыт (плановый
рынок). Соответственно различны и формы проявлений этих типов рынка. Эти формы
проявления можно назвать так: пропорция ®
равенство ® эквивалентность ® стоимость ®
цена ® ценность. На основе такого подхода стоимость
есть частная, конкретная форма рыночных отношений.
Стоимость -
определенный, конкретный тип рыночных отношений, когда посредником служат предшественники
денег. Это - более развитые формы рыночных отношений по
сравнению с обменом. С древности они сохраняются как пережиток в чистом виде. В
таком случае стоимость определялась затратами труда и, видимо, даже ОНЗТ. И
здесь нет ничего мистического, трансцендентного. В таком случае имеет прямое значение вопрос «сколько стоит
товар». Пережитки этих отношений
сохраняются по настоящее время, например, при оплате труда аграрных поденщиков [см. 21].
Катализатором дискуссии о стоимости является деятельность центра
общественных наук (ЦОН) экономического
факультета МГУ, руководимого Ю.М. Осиповым. Пытаясь отстоять стоимость, он
пришел к концепции трансцендентной ее сути. И тем самым «вызвал огонь на свою концепцию». С поддержкой или отрицанием этой идеи выступили многие исследователи. При этом они
использовали и аргументы, высказанные западными исследователями по данному вопросу. Особенно пагубны приведенные соображения об якобы ненаучности эссенциализма (сущностного
подхода) [см. 164, с. 293-302 и 312-315].
В таком случае имеет место феноменалистский
подход, как признающий существование
только чувственно воспринимаемого и отказывающийся от признания возможности
иной истинности явления. Скажем, чувства признают «верчение» солнца вокруг
земли и этого достаточно и незачем искать иных истин в данном факте... Истина
же, тем не менее, иная.
Ставшее традиционным
определение цены как «денежной оценки стоимости товара» приводит к отрицанию конкретности стоимости. При денежной оценке
стоимости товара, превращающейся в цену товара,
стоимость оказывается феноменом, который можно мыслить, но которого в реальности
нет. В таком случае трактовка понятия стоимости порождает феноменалистский подход, отрицающий
правомерность существования «внутренней» сути - «эссенции» данного типа рыночных отношений. Предыдущая Следующая
|