Предыдущая Следующая
Платон
считал благом и то, что не полезно: «- А не то ли есть благо,
что полезно людям? - Клянусь Зевсом, - сказал Протагор,
- я лично называю
благо благом, даже если оно и не полезно людям» [Там же]. «... Поскольку
представляется необходимым, чтобы имущество как таковое было полезным,
и то, что мы называем имуществом, является неким родом полезных вещей,
остается посмотреть, ради какой пользы полезно пользоваться этим
полезным имуществом» [105,Т.4,с.567]. «... Одна и та же вещь бывает
для одного и того же дела в одних случаях полезной, а в других - нет» [там же,
с.568].
Аристотель
содержательнее рассматривал значение ресурсов в жизни людей.
Благами он считал средства к жизни.
Он писал о том, что нужда определяет образ жизни людей [см.:
8,Т.4,с.389]. Последующая история познания богата свидетельствами
внимания общества к данному аспекту жизни людей. Многие версии экономических
теорий начинаются, так или иначе, с объяснения ресурсов (или экономических
благ, или факторов производства). Можно утверждать, пока проблема ресурсов
не заняла достойного места в экономической науке. Особенно это
видно при обсуждении актуальных
проблем современной экономики, например, маркетинга, когда специалисты
вынуждены определять свое понимание этих фундаментальных вопросов экономики.
В то же время в экономической науке уже имеется все необходимое
для теоретического объяснения всех этих аспектов жизни.
Аристотель
ставил вопрос: «В каком же тогда смысле говорят «блага»? [там же,
с.61]. Благо он определял «как то, к чему все стремятся» [там же, с.54].
«Филеб
утверждает, что благо для всех живых существ - радость, удовольствие,
наслаждение и все прочее, принадлежащее к этому роду; мы же оспариваем
его, считая, что благо - не это, но разумение, мышление, память
и то, что сродни с ними: правильное мнение и истинные суждения»
[105,Т.3,с.7]. В «Государстве» Платон благом называл и красоту, и
богатство, и телесную силу, и влиятельное родство.
Для
Платона благо - это не только удовольствия. «Те, кто
определяет благо как удовольствие, меньше ли исполнены заблуждений?
Разве им не приходится признать, что бывают дурные удовольствия?»
[там же, с.287].
Блага
┌───┴───┐
невещественные ® вещественные
┌────┴────┐
дары природы ® продукты труда
┌─────┴───┐
просто ® товары
|
Много
по данному вопросу написал Дж. Локк. Блага - жизнь, свобода,
телесное здоровье, отсутствие физических страданий, владение внешними
вещами (земля, деньги, утварь) [см.: 71,Т.3,с.94]. Дж. Локк отмечал
многообразие мнений по данному вопросу и длительность этой дискуссии:
до новой эры Варрон приводил более двухсот мнений философов о сущности
высших благ [см.: 71,Т.3, с.34]. Одновременно отмечал он и закономерные
последствия использования благ: «Изобилие благ ведёт за собой волнение,
пресыщение, пьянство...» [там же, с. 57]. «Государство - это общество
людей, установленное единственно для сохранения и приумножения гражданских
благ. Гражданскими благами я называю: жизнь, свободу, телесное здоровье
и отсутствие физических страданий, владение внешними вещами, такими
как земли, деньги, утварь и т.п.» [там же с. 94]. Предыдущая Следующая
|