Предыдущая Следующая
Ж. Продуктообмен. Ценности
Здесь
только обозначена гипотеза. Понимание продуктообмена, как высшей
формы организации экономики, дано И.В. Сталиным. В этом вопросе
он адекватно продолжил идеи В.И. Ленина об отрицании рыночных
отношений в процессе строительства социализма. И в таком случае
сохраняющиеся цены не цены, а ценности ... В СССР были ценности,
а не цены. Но к такому типу цен фактически приближаются многие
цены развитых стран. Если предприниматели США (и других стран) защищаются
против цен конкурентов с помощью судов и правительства, то такие цены
не цены, а ценности (поразительны в этом отношении факты антидемпингового
законодательства США и практика его применения).
Аналогично,
субсидии правительства США фермерам отрицают ценовую природу фермерских
товаров. Конечно, речь не идет о том, что все это надо определять дихотомически
"да - нет".
Этот процесс проблематичен и требует специального исследования.
Проблема ценности требует специального осмысления. Ненадуманность
этой проблемы можно выяснить с помощью рассуждений философов по
этому вопросу [69], не принимая их положения за истину в последней
инстанции: «... Отсутствует четкое представление о том, к чему
относится само слово «ценность». Оно используется разными авторами
в совершенно разных, взаимоисключающих и несопоставимых смыслах
...» [там же]. Для нас важна констатация автором того факта, что «... в
английском и немецком языках понятие «ценность» выражается тем же
словом, что и экономическое понятие «стоимость»» [там же]. Одним словом
(value) называют разные у нас понятия - стоимость и ценность. Рассуждения
автора интересны, но они не решают стоящей перед экономической наукой
проблемы. Общенаучный термин «ценность» может быть объяснен на основе
следующего ряда: блага - идея - идеал - ценность. Слово «благо» использовано в
самом широком, платоновском смысле [105,Т.4,с.618].
Слово
«ценность» производно, вторично по сравнению со словом «цена». Оно вошло в
науку в Х1Х веке. «Понятие ценности впервые появляется у Канта…» [123,
с.12]. Слово «ценность» не предшествует цене, а вытекает из него. Этимология
слова однозначно констатирует это. В условиях рынка цена - форма ценности, но ценность есть образное
название цены. Предыдущая Следующая
|