Предыдущая Следующая
Вторая
гипотеза происхождения этого слова может быть связана с латинским словом
«цена», означавшем в Древнем Риме «главную дневную трапезу» (обед или
пиршество). Поскольку латынь была общенаучным языком до средневековья, то, видимо, произошло изменение значения этого слова.
Цена - это не стоимость, а её превращенная
форма. Стоимость породила цену и сохранилась в чистом виде, поскольку
сохранилась доценовая форма посредников.
Итак,
в вертикальном дарообмене пропорции дара и отдара детерминированы
полезностью блага, а затем и ритуалами.
В «горизонтальном» дарообмене предполагается равенство дара
и отдара, что проявляет разные критерии, в том числе и затраты труда
на производство даров и отдаров. В прямом обмене равенство называют
эквивалентностью одного товара другому товару. Когда же возникает
товарное обращение на основе посредников - «товарных денег», всеобщих эквивалентов,
меновых (или ходовых) товаров, то эквивалентность превращается в
стоимость товара. Стоимость есть эквивалентность, выраженная во всеобщем
эквиваленте. Любопытно использование термина «стоимость» биологами
[76,с.81]. Когда же всеобщим эквивалентом становится золото, то стоимость
товара превращается в его цену. Одна и та же пропорция может быть и
равенством, и эквивалентностью, и стоимостью, и ценой. Цена проявляет сделки и лежащие в их основе
представления о праве - общепринятые идеи о справедливости меновых
отношений, в т.ч. торговли:
право ®
сделка ®
цена.
Цена
-
«вмененная обязанность» (И. Кант),
т.е. совокупность благ, получаемых
взамен того, что субъект должен по условиям
сделки другому субъекту.
ВЫРОЖДЕНИЕ ЦЕНЫ. Обыденная жизнь базируется на нестрогом
употреблении слов, что и порождает необходимость общенаучной терминологии
и категорий теории. Сейчас ценами называют многие явления (все
ранее названные способы вменения интересов),
которые фактически ценами не являются. Поскольку в литературе
нет анализа этой тенденции, то высказываемая гипотеза является рабочей. Процесс
вырождения цены можно делить на различное число нисходящих ступеней
деградации.
Становление
рынка породило объективность цен. Дальнейший их прогресс состоял
в их вырождении и изменении характера объективности и сущности
цен. Процесс отрицания цен, их прежней объективности может быть поделен
на следующие пять ступеней (вниз):
цены ® в бумажных денежных знаках® административно
устанавливаемые таксы, тарифы
® монополистические цены,
особенно дискриминационные ® трансфертные цены ® оценки (ценности). Предыдущая Следующая
|