Главная страница

Ссылки

Литература

Мои друзья

Администратор


размести мою кнопку
на своем сайте.


 Юбилейные монеты России

Предыдущая Следующая

Вторая гипотеза происхождения этого слова может быть связана с латинским словом «цена», означавшем в Древнем Риме «главную дневную трапезу» (обед или пиршество). Поскольку латынь была общенаучным языком до средневековья, то,  видимо, произошло изменение значения  этого слова.

Це­на  - это не сто­имость, а её пре­вра­щен­ная фор­ма. Сто­имость по­ро­ди­ла це­ну и со­хра­ни­лась в чис­том виде, по­ско­ль­ку со­хра­ни­лась доце­но­вая фор­ма по­сред­ников.      

Итак, в вертикальном да­ро­об­ме­не про­пор­ции да­ра и от­да­ра де­тер­ми­ни­ро­ва­ны полезностью блага, а затем и   ритуалами. В «го­ри­зон­та­ль­ном» да­ро­об­ме­не пред­по­ла­га­ет­ся ра­венс­тво да­ра и от­да­ра, что про­яв­ля­ет раз­ные кри­те­рии, в том чис­ле и за­тра­ты тру­да на про­из­водс­тво да­ров и от­да­ров. В прямом об­ме­не ра­венс­тво на­зы­ва­ют эк­ви­ва­лент­но­стью од­но­го то­ва­ра дру­го­му то­ва­ру. Ког­да же воз­ни­ка­ет то­вар­ное об­ра­ще­ние на осно­ве по­сред­ни­ков  -  «то­вар­ных де­нег», все­об­щих эк­ви­ва­лен­тов, ме­но­вых (или ходовых) то­ва­ров, то эк­ви­ва­лент­ность пре­вра­ща­ет­ся в сто­имость то­ва­ра. Сто­имость есть эк­ви­ва­лент­ность, вы­ра­жен­ная во все­об­щем эк­ви­ва­лен­те. Лю­бо­пыт­но ис­по­ль­зо­ва­ние тер­ми­на «сто­имость» био­ло­га­ми [76,с.81]. Ког­да же все­об­щим эк­ви­ва­лен­том ста­но­вит­ся зо­ло­то, то сто­имость то­ва­ра пре­вра­ща­ет­ся в его це­ну. Од­на и та же про­пор­ция мо­жет быть и ра­венс­твом, и эк­ви­ва­лент­но­стью, и сто­имо­стью, и ценой.  Цена проявляет сделки и лежащие в их основе представления о праве  -  общепринятые идеи о справедливости меновых отношений, в т.ч. торговли:

право  ®  сделка ®  цена. 

Цена - «вмененная  обязанность» (И. Кант), т.е.  совокупность благ, получаемых взамен того, что субъект  должен по условиям сделки другому субъекту.

ВЫРОЖДЕНИЕ ЦЕНЫ.  Обы­ден­ная жизнь ба­зи­ру­ет­ся на не­стро­гом упо­треб­ле­нии слов, что и по­рож­да­ет не­об­хо­ди­мость об­ще­на­уч­ной тер­ми­но­ло­гии и ка­те­го­рий тео­рии. Сей­час це­на­ми на­зы­ва­ют мно­гие яв­ле­ния (все ранее названные способы вменения интересов),  ко­то­рые фак­ти­че­ски це­на­ми не яв­ля­ют­ся. По­ско­ль­ку в ли­те­ра­ту­ре нет ана­ли­за этой тен­ден­ции, то вы­ска­зы­ва­емая  гипотеза является рабочей.  Про­цесс  вырождения цены мож­но де­лить на раз­лич­ное чис­ло нис­хо­дя­щих сту­пеней деградации.      

Ста­но­вле­ние рын­ка по­ро­ди­ло объ­ек­ти­вность цен. Да­ль­ней­ший их про­гресс со­сто­ял в их вы­рож­де­нии и из­ме­не­нии ха­рак­те­ра объ­ек­ти­внос­ти и сущ­но­сти цен. Про­цесс от­ри­ца­ния цен, их пре­жней объ­ек­ти­внос­ти мо­жет быть по­де­лен на следующие пять сту­пе­ней (вниз):

це­ны ® в бу­маж­ных де­неж­ных зна­ках® ад­ми­ни­стра­ти­вно уста­на­вли­ва­емые так­сы, та­ри­фы ® мо­но­по­ли­сти­че­ские це­ны, особенно дискриминационные ® транс­ферт­ные це­ны ® оцен­ки (цен­но­сти).       


Предыдущая Следующая