Главная страница

Ссылки

Литература

Мои друзья

Администратор


размести мою кнопку
на своем сайте.


 Юбилейные монеты России

Предыдущая Следующая

«На самом же деле экономическая стоимость - категория, свойственная товарному производству, и исчезнет вместе с ним, ... точно так же, как она не существовала до него. Отношение труда к продукту не выражается в форме стоимости ни до товарного производства, ни после него» [79, Т.36, с.181].     

При от­ве­те на во­прос о сущ­но­сти сто­имо­сти су­ще­ству­ет мно­же­ство мне­ний. Основ­ные кон­цеп­ции по дан­но­му во­про­су мож­но свес­ти к сле­ду­ющим уче­ни­ям. В ис­то­рии эко­но­ми­че­ской мыс­ли сле­ду­ет спе­ци­аль­но изу­чить эти кон­цеп­ции. Здесь да­на ин­тер­пре­та­ция это­го во­про­са с точ­ки зре­ния тру­до­вой тео­рии. «Од­на­ко ма­те­ри­али­за­цию и т.д. тру­да не сле­ду­ет по­ни­мать так по-шот­ландс­ки, как ее по­ни­ма­ет А. Смит. Ес­ли мы го­во­рим о то­ва­ре как о ма­те­ри­али­зо­ван­ном вы­ра­же­нии тру­да - в смыс­ле ме­но­вой сто­имо­сти то­ва­ра, - то речь идет то­ль­ко о воображаемом, т.е. ис­клю­чи­те­ль­но со­ци­аль­ном спо­со­бе су­ще­ство­ва­ния то­ва­ра ...» [79,Т.26,Ч.1,с.154 см. и далее].

Все не­об­хо­ди­мые ка­те­го­рии для от­ве­та на этот во­прос вве­де­ны в ана­лиз уже Арис­то­те­лем. По­это­му не­ль­зя иг­но­ри­ро­вать его по­ло­же­ний по дан­ной про­бле­ме. Арис­то­тель раз­ли­чал два спо­со­ба ис­по­ль­зо­ва­ния то­ва­ра (на что ссы­лал­ся К. Маркс [см.: 79,Т.13,с.13 и с.29]).

             Ис­по­ль­зо­ва­ние то­вара

            ┌───────┴──────┐

    по на­зна­че­нию  ®     для об­ме­на

(пред­мет по­треб­ле­ния)    (средс­тво об­мена)

 Рас­сма­три­вая вза­имо­от­но­ше­ния лю­дей, в т. ч. об­мен то­ва­ра­ми, Арис­то­тель ука­зал все глав­ные ка­те­го­рии, с по­мо­щью ко­то­рых мо­жет быть най­ден от­вет на во­прос «что та­кое це­на?». Он рас­сма­три­вал спра­ве­дли­вость до­бро­во­ль­но­го об­ме­на (в про­ти­во­по­лож­ность вы­нуж­ден­но­му). Та­кой об­мен дол­жен быть эк­ви­ва­лент­ным. «Итак, пра­во­су­дие при об­ме­не, про­тив­ном во­ле, - это, во-пер­вых, се­ре­ди­на меж­ду свое­го ро­да на­жи­вой и убыт­ком и, во-вто­рых, об­ла­да­ние спра­ве­дли­во рав­ной (до­лей) до и по­сле (об­ме­на)». Спра­ве­дли­вое ра­венс­тво да­яний и воз­да­яний пред­по­ла­га­ет их про­пор­ци­она­ль­ность. Опре­де­ле­ние это­го воз­мож­но то­ль­ко на осно­ве со­по­став­ле­ния да­яний и воз­да­яний: «все, что учас­тву­ет в об­ме­не долж­но быть со­по­ста­ви­мо». Со­из­ме­ри­мость вза­им­но от­чуж­да­емо­го иму­ще­ства воз­мож­на на осно­ве об­ла­да­ния им не­что об­щим, опре­де­лен­ной оди­на­ко­во­стью: «все долж­но из­ме­ря­ть­ся чем-то од­ним». Арис­то­тель на­зы­вал два яв­ле­ния, ко­то­рые ле­жат в осно­ве это­го - по­треб­но­сти и за­тра­ты тру­да. «Итак, рас­пла­та бу­дет иметь мес­то, ког­да спра­ве­дли­вое ра­венс­тво уста­но­вле­но так, что­бы зем­ле­де­лец от­но­сил­ся к баш­мач­ни­ку, как ра­бо­ты баш­мач­ни­ка к ра­бо­те зем­ле­де­ль­ца» [8,Т.4,с.157].      


Предыдущая Следующая