Предыдущая Следующая
«На
самом же деле экономическая стоимость - категория, свойственная
товарному производству, и исчезнет вместе с ним, ... точно так же, как
она не существовала до него. Отношение труда к продукту не выражается в форме стоимости
ни до товарного производства, ни после него» [79, Т.36,
с.181].
При
ответе на вопрос о сущности стоимости существует множество мнений.
Основные концепции по данному вопросу можно свести к следующим учениям.
В истории экономической мысли следует специально изучить эти
концепции. Здесь дана интерпретация этого вопроса с точки зрения
трудовой теории. «Однако материализацию и т.д. труда не следует
понимать так по-шотландски, как ее понимает А. Смит. Если мы говорим
о товаре как о материализованном выражении труда - в смысле меновой
стоимости товара, - то речь идет только о
воображаемом, т.е. исключительно социальном способе существования
товара ...» [79,Т.26,Ч.1,с.154 см. и далее].
Все
необходимые категории для ответа на этот вопрос введены в анализ
уже Аристотелем. Поэтому нельзя игнорировать его положений по данной
проблеме. Аристотель различал два способа использования товара
(на что ссылался К. Маркс [см.: 79,Т.13,с.13 и с.29]).
Использование товара
┌───────┴──────┐
по назначению ®
для обмена
(предмет потребления) (средство обмена)
|
Рассматривая взаимоотношения людей, в
т. ч. обмен товарами, Аристотель указал все главные категории, с помощью
которых может быть найден ответ на вопрос «что такое цена?».
Он рассматривал справедливость добровольного обмена (в противоположность
вынужденному). Такой обмен должен быть эквивалентным. «Итак, правосудие
при обмене, противном воле, - это, во-первых, середина
между своего рода наживой и убытком и, во-вторых, обладание справедливо
равной (долей) до и после (обмена)». Справедливое равенство даяний и
воздаяний предполагает их пропорциональность. Определение этого
возможно только на основе сопоставления даяний и воздаяний: «все,
что участвует в обмене должно быть сопоставимо». Соизмеримость взаимно
отчуждаемого имущества возможна на основе обладания им нечто общим,
определенной одинаковостью: «все должно измеряться чем-то одним».
Аристотель называл два явления, которые лежат в основе этого - потребности
и затраты труда. «Итак, расплата будет иметь место, когда справедливое
равенство установлено так, чтобы земледелец относился к башмачнику,
как работы башмачника к работе земледельца» [8,Т.4,с.157].
Предыдущая Следующая
|