Предыдущая Следующая
Для понимания
цен необходимо осмыслить фетишизацию
отношений людей [79, Т.49, с.150-151].
Люди
часто рассматривают свои взаимные
отношения как отношения к вещи или через вещи, приписывая им человеческие свойства.
В таком случае, как отмечал Маркс, вещи
(как идолы, фетиши) начинают господствовать над людьми. Так происходит и
с ценой товаров. Цена товаров проявляет
отношения между людьми, господствуя над
ними.
Объективация -
превращение в действительность (реальность)
¯ идей, интересов субъекта.
Овеществление -
объективация идей в виде свойств вещей.
¯
Вменение - овеществление притязаний субъектов в
пропорциях
¯ меновых отношений.
Ценообразование -
вменение интересов субъектов рынка
в цены товаров.
Цена,
как результат ценообразования, проявляет отношения между людьми в виду вменения
ими своих интересов в цены, в результате чего происходит их овеществление,
объективация - отношения между людьми становятся ценой, т.е.
свойством товара. Содержательный анализ этого предполагает показ таких явлений:
потребности людей - их интересы - отношения
людей - способы присвоения
имущества - меновые отношения - вменение как рыночная форма
присвоения - цена - доход.
Исходным анализа может быть концепция Сея о факторах
производства (труд, земля, капитал). Собственники факторов отстаивают свой
доход с их помощью. Конкуренция определяет долю каждого фактора, и в
зависимости от конъюнктуры их доля может быть разной. В результате
осуществимость притязаний субъектов (представителей или носителей) факторов
(например, монополии частной собственности на землю) зависит от степени их
контроля над ценами.
Степень контроля над ценами
┌───┴────┐
нет ® существует
┌───┴────┐
слабая ® сильная (монопольная власть)
┌───┴────┐
частичная ® полная
(олиго)
┌───┴────┐
ограниченная ® высокая
(дуо) (полная)
|
В
условиях совершенной конкуренции нет контроля над ценами. В условиях
несовершенной конкуренции существует тот или иной контроль над ценами. Степень контроля над ценами проявляет степень
монополизации рынка.
Рабочий
может попытаться с помощью “кулачного права” [79,Т.1,с.545] увеличить свой
заработок. И кому-либо из них оно может
помочь. Что же касается всех (всего
класса) наемных работников, то этот фактор имеет, скорее, обратный эффект, и
значимость его падает. Рост подчинения труда капиталу предполагает господство капитала над трудом,
что нужно специально исследовать. Аналогично и действенность каждого иного
фактора зависит не от личных усилий
субъектов, а от возникающих объективных законов конкурентной конъюнктуры.
Предыдущая Следующая
|