Предыдущая Следующая
Централизованное
хозяйство предполагает становление системы управления соответствующего микромаркета. Содержание
УПРАВЛЕНЧЕСКИХ отношений требует специального изучения. Они сложны
и многообразны. В них входят отношения учета, предвидения, регулирования
и т.п. В целом, все это объяснялось принципом демократического
централизма, который конкретизировался совокупностью принципов: централизм, самостоятельность,
прибыльность, заинтересованность, ответственность, контроль. Между
этими принципами на практике часто возникали противоречия.
Централизованные
экономические комплексы существовали до превращения рынка в главный
тип отношений людей. Они сохранялись в качестве важнейших элементов
рынка и были образцами создания рыночных централизованных комплексов,
например, государственных предприятий, скажем железнодорожных. Однако
все это было, скорее, эмпирическим поиском вне «общего решения проблем»,
т. е. без создания теории.
Возможно высказать гипотезу: микромаркет СССР
был директивным (административным), а микромаркет Европейского Союза и США все
более становится системным, т.е. достигают тех же целей системой косвенных и
прямых методов воздействия. Все это надо изучать монографически.
При
внутреннем рынке монополия превращается в «естественную», то есть
она служит целому, не противоречит интересам целого.
Сегодня
во многих развитых странах и их интеграционных комплексах типа США
и Европейского Союза фактически действует внутренний рынок, который
поддерживается разными методами, как
политикой «свободной торговли» (в США), так и политикой протекционизма
при относительной слабости внутреннего
капитала. В связи с этим в странах фактически существует особый
тип трансфертных цен, субсидированных цен как на сельскохозяйственную
продукцию США, или повышенных цен на алкогольные напитки Финляндии
(так что финнам выгоднее ездить покупать своё национальное пиво в Эстонию)
и т.п. Последовательное развитие всех этих тенденций рынка
в развитых рыночных странах ведет к созданию единого народнохозяйственного
комплекса или «единой фабрики» [см.: 68, Т.33, с. 101].
2.10. ЦЕНООБРАЗОВАНИЕ
[Это не монография, а учебное пособие. Поэтому отбросим цитирование
и т.п. В то же время не обойтись без проблемного изложения, требующего некоторого исследовательского рассуждения
(«философствования»). При изучении темы повторите
главу 1.1.8]. Предыдущая Следующая
|