Предыдущая Следующая
Следует
учитывать и тип экономики. В условиях плановой экономки главным
объектом плана оказывается производство, поскольку имеет место
дефицит товаров. В условиях рыночной экономики главным является
дефицит денег, покупательной способности, а поэтому и выделяется
проблема планирования реализации, сбыта товаров.
2.8.4. Плановые
показатели
Планы
представляют собой модели будущего, состоящие из многих показателей.
План предприятия может состоять из сотен и тысяч показателей, каждый
из которых соотнесен в той или иной мере со всеми остальными.
В связи с этим необходимо изучать сами формы плановых показателей.
Они могут быть директивными и расчетными. Первые из них составляют
мизерную долю от всех показателей плана. Их утверждают вышестоящие
органы или уровни управления предприятием, и эти показатели нельзя изменять
без их ведома. Они служат критерием оценки результативности,
успешности деятельности менеджеров и фирм в целом.
2.8.5. Принципы
планирования
Надежность
планов зависит от используемых принципов организации планирования. В экономической
литературе широко обсуждали принципы планирования и называли
многие из них: научная обоснованность, непрерывность, реальность, напряженность,
многовариантность и другие. Легче определить названные принципы, чем
обеспечить их применение при разработке планов, что зависит от профессионализма
их разработчиков, а также имеющихся у них средств. Главным же фактором надежности планов
является тип экономического развития или степень сотрудничества народа в процессе
жизни. Если общество построено на конкурентной борьбе, то инновации являются не только движущей силой
общественного прогресса, но и фактором все большего риска общественного
развития.
2.9. МИКРОМАРКЕТ
(“Внутренние” рынки. Хозяйственный расчет.
Внутрифирменное
предпринимательство.
Пострынок, квазирынок)
Самая
актуальная проблема экономической теории ХХ века была в центре внимания
экономистов без адекватного ее понимания. Ее представляли по-разному:
сущность хозрасчета и стратегия его развития, соотношение плана и
рынка, судьба товарного производства при социализме (в связи с
этим экономисты делились на «товарников» и «нетоварников», особенно
позиции Н.В. Хессина и А.М. Еремина), сущность товарно-денежных отношений
(ТДО), поиск модели цены и другие постановки проблемы. В частности,
весьма важна идея Ленина о подрыве товарного производства при империализме.
Эту проблему можно свести к «микромаркету» или «внутрифирменному
предпринимательству», технопарку. Предыдущая Следующая
|