Предыдущая Следующая
Выявление
общности в использовании рыночных отношений в разных социально-экономических
системах не отрицало специфики социалистического или планового
рынка. В связи с этим следует четко установить тот факт, что первые
четыре значения слова «рынок» (см. стр. 100 данной работы) недостаточны
для понимания планового рынка. И речь идет не только о социалистическом
рынке, а о специфике внутрифирменных отношений в крупных корпорациях, конгломератах, государственном секторе экономики
(микромаркет). Все это проявляет и новый тип цен - трансфертные
цены. Эти явления однозначно показывают отмирание товарных отношений
при одновременном росте значения непосредственно - общественных
отношений.
Рынок
План
Рынок
в прежнем смысле слова все более теряет свое значение в экономической
жизни общества. Первоначально он предполагал производство на неизвестного
потребителя. Сначала изготовляли товар, а затем его продавали.
Теперь же пришел новый тип рынка, когда сначала продают, а затем изготавливают.
Все большее значение приобретает плановая форма сотрудничества,
когда согласование основных экономических вопросов происходит посредством
составления и утверждения планов.
Диктатура
потребителя
┌──────┴────────┐
производство ¬
потребление
|
Осуществление
на практике нерыночного типа отношений можно осознать и с точки
зрения типов сделок, договоров, контрактов. Классическая сделка имеет
одноразовое значение и сводится к формально зафиксированным в ней
принципам отношений. Даже если она ведет к убытку одного субъекта,
его гибели в результате выполнения заключенной сделки, тем не
менее, он ее обязан выполнить. Иначе последуют еще более сложные санкции
за срыв сделки. Договорные сделки заключаются на определенный период
и предполагают неопределенность и взаимопонимание складывающихся
обстоятельств. В таком случае существенное значение имеют неформальные
принципы отношений субъектов. Наиболее развитый тип договоров - контракты.
Они заключаются на длительный срок и представляют сотрудничество
на основе учета взаимной заинтересованности сторон. Это основа различного
рода партнерских отношений. Она представляет собой фактически форму
планового сотрудничества, для которого рыночность есть вторичный
тип отношений [см.: 94]. Предыдущая Следующая
|