Предыдущая Следующая
УЧЕБА - форма целенаправленного
занятия. У нее имеется внешняя цель: развитие духовных, интеллектуальных
и иных способностей в качестве важнейшего фактора профессиональной
подготовки. Заблуждение многих, в том числе педагогов, состоит в
том, что учеба сама по себе трактуется как труд. Учеба не труд.
В то же время по своим физиологическим и психологическим свойствам
она может быть аналогичной труду при определенных условиях. В связи с
этим и существует проблема трудового
воспитания подрастающего поколения. Путаница терминов «учеба» и «труд» пагубна
для всей современной школы.
ЗАНЯТОСТЬ
(не путать слова - паронимы «занятие» и «занятость») - высшая форма
деятельности, занятия людей. Она обеспечивает жизнь условиями
существования. Игра и учеба - формы занятий. Занятостью, чаще всего,
называют способ обеспечения средствами существования, жизни. Занятость - главная форма занятия людей, основная
сфера их жизни. Занятость обычно предполагает затрату сил, энергии,
времени. Уже Платон рассуждал о соотнесении дела, труда, занятий
[105,Т.1,с.353-354].
Занятость
┌────────┼───────┐
первичная ®
вторичная ® третичная и т.д.
(основная) (д оп о л н и т е л ь н а я)
|
ДЕЛО - повседневная занятость, исходная ее форма,
присущая в чистом виде патриархальному образу жизни. В домохозяйстве
занятость состоит в поддержании порядка в доме, приготовлении пищи
и т.п. Это различные услуги. Дело может быть и умственным - думаньем по поводу
предстоящей работы. Делом обычно называют занятость, выполняющую определенную
функцию в жизни людей, характеризующуюся однородностью умственных
и физических действий людей.
РАБОТА - более сложная
форма занятости, дел, обычно для себя. Это обычно производственные дела,
требующие усилий и времени. Работа присуща производящей экономике, в
том числе натуральному производству (на себя). Работа представляет
систему дел, обеспечивающую определенную полезность. Портняжество
и ткачество представляют собой определенные работы в натуральной
экономике. «Мартышкина» работа не заканчивается определенной
полезностью. Для работы характерны затраты энергии, времени, что
вполне можно измерять физическими методами.
Предыдущая Следующая
|