Предыдущая Следующая
Между
личными, коллективными и общими интересами могут быть противоречия.
Недостаток воспитания ведет к тому, что индивид не понимает необходимости
уважения чужих интересов, соблюдения общих интересов своих предприятий,
корпораций. В сфере экономики это имеет важнейшее значение сегодня.
Скажем, проблема «несунов», которые воруют у своих предприятий
и т.п. Конечно, такие явления отражают и то, что не учитывают в
должной мере интересы самих работников, не оплачивают им должную
заработную плату.
ЦЕЛИ - более развитая
форма интересов. У каждого человека обычно много интересов и
они противоречивы. Они явно превышают возможности людей.
В связи с этим человек продумывает свои интересы и в определенной
мере ранжирует их по важности, достижимости.
Тем самым происходит процесс превращения интересов в цели. Превращение
интересов в цели во многом зависит от нахождения средств достижения
интересов. Средства достижения интересов приобретают преимущественное
значение, имеет место примат средств над тем, что хотелось бы достигнуть.
Превращение интересов в цель представляет процесс, стадиями которого
могут быть разные явления: намерения, задумки и т.п. «... Сознательная
цель, которая как закон определяет способ и характер его действия и которой
он должен подчинить свою волю ...» [79,Т.23,с.189].
Осознание
интересов и формирование целей людей является определяющим фактором
их жизни. Это истолковано давно и многосторонне. Большой материал по
этому вопросу собран в произведениях, посвященных «смыслу жизни».
Имеется много специальных работ. Нет возможности и необходимости
их здесь пересказывать.
Цели
человека не возникают неизвестно откуда, а развиваются, облагораживаются
по мере становления человека - в процессе роста его общественной
деятельности. Содействует этому воспитание, образование и обучение.
Целесообразное поведение не обязательно растет, но и падает при
определенных условиях в жизни индивида и общества. В то же время
у нормального человека существует система целей, которая охватывает
все стороны его жизни. Она иерархична, имеет определенную ранжировку.
Каждая из них состоит из других, более конкретных целей. Их разрабатывают
сегодня в форме «древа целей», которое показывает их соотносительность - приоритеты, субординацию
и координацию, последовательность. Предыдущая Следующая
|