Предыдущая Следующая
При
поиске композиции ФТЭ следует воспользоваться достижениями всех наук, прежде всего, биологии,
зоологии, ботаники, химии. Даже школьные учебники этих наук демонстрируют
строгую композиционность изложения.
Структуры учебников
┌───────┴──────┐
случайные®
детерминированные
┌────────┴───────┐
однолинейные ® иерархические
|
Н.И.
Зибер содержательно проанализировал проблемы композиции экономической
теории до ХХ века. На основе его подхода выделим такие типы пособий.
Курсы
┌─────┴────┐
системный ® проблемный
┌─────┴──────┐
генетический ® актуальный
|
Первые
экономические работы не имели строго определенной структуры. Детерминированная
структура появляется после А. Смита. Последующее развитие привело
к формированию иерархических структур, когда об одном и том же говорят
неоднократно и в то же время нет простого дублирования знаний. Рассматривая
такую композицию в качестве идеала, предлагаем следующую версию,
состоящую из трех курсов ФТЭ. Первый из них назовем «Экономический
строй общества» (ФТЭ №1), второй - «Экономическая система
общества" (ФТЭ №2) и третий - «Актуальные проблемы
экономики» (ФТЭ №3).
ФТЭ Все в целом (ФТЭ№1)
Основное (ФТЭ№2)
Выборочно (ФТЭ№3)
Прикладные экономические науки
Последующие
курсы не могут быть простым повторением предыдущих, они должны давать более полное, содержательное
объяснение экономики. Вводный курс систематически в самом общем
виде объясняет явления экономики на основе их генезиса. Второй
курс более конкретно показывает их как факторы функционирования
экономики в целом. Третий курс дает избранные проблемы экономического
развития и иллюстрирует относительность первых двух курсов.
Становление
системы экономического образования
состоит в создании практики обучения экономике до школы, в течение
всего школьного обучения и на всех курсах высшей школы. Для этого необходимо
расширить современную практику двухуровневого изучения экономики
в институтах: с помощью политэкономии и отраслевых экономик. Необходимо
ввести и более конкретные уровни экономического образования инженеров
с помощью специальных, функциональных экономических наук - маркетинга,
менеджмента и т.д. Эта тенденция развития экономического образования
предполагает более строгое определение функций и содержания каждой
экономической дисциплины. Предыдущая Следующая
|