Предыдущая Следующая
Интерес ® конкуренция® монополии.
МОНОПОЛИЯ - это высшая форма конкурентной борьбы.
Ею обладают не все субъекты рынка, а только определенные их
представители - «победители конкурентов»,
прежде всего, крупные предприятия в какой-либо отрасли. Монополия не отрицает
своих предшественников, а надстраивается над ними и конституирует
экономический строй общества. «В практической жизни мы находим не только
конкуренцию, монополию, их антагонизм, но также и их синтез, который
есть не формула, движение. Монополия производит конкуренцию, конкуренция
производит монополию ... Синтез заключается в том, что монополия
может держаться лишь благодаря тому, что она постоянно вступает в
конкурентную борьбу» [79,Т.4,с.166]. «Конкуренция переходит в монополию.
Монополия не может остановить поток конкуренции; больше того, она
сама порождает конкуренцию. ... Противоречие конкуренции
состоит в том, что каждый должен желать для себя монополии, тогда как
все общество как таковое должно терять от монополии и поэтому должно
ее устранить ...» [79,Т.1, с.559-560]. Данные положения вековой
давности не потеряли своего значения и сегодня. В связи с этим
необходимо всесторонне изучать эту форму привилегий.
Монополии
возникают не внезапно, а на основе
процесса, который можно показать
следующими формами рынка:
полиполия ®
олигополия ® дуополия ® монополия.
Термином «полиполия» называют свободный рынок.
Последний сохраняется ограниченно в
качестве пережитка. На его основе возник собственно рынок капитала
5 тыс. лет назад и 500 лет назад - капиталистический рынок. Далее он
трансформировался в олигополистический и, тем более, дуополистический
и монополистический. В системе они образуют современный рынок,
на котором господствуют монополии.
Слово
«монополия» используют в двух смыслах. Первый - узкое значение, заключается в обозначении им «единственного
продавца». Второй - обозначение им господства крупных продавцов
и покупателей на рынке вне зависимости от их числа.
ПОЛИПОЛИЯ
- рынок свободной конкуренции, когда имеется
множество продавцов и покупателей. Это - исходное состояние рынка. Началом
возникновения монополии является становление господства
ограниченного круга субъектов рынка. Когда в отрасли Предыдущая Следующая
|