Главная страница

Ссылки

Литература

Мои друзья

Администратор


размести мою кнопку
на своем сайте.


 Юбилейные монеты России

Предыдущая Следующая

Интерес ® конкуренция® монополии. 

МОНОПОЛИЯ  -  это выс­шая фор­ма кон­ку­рент­ной бо­рь­бы. Ею об­ла­да­ют не все субъ­ек­ты рын­ка, а то­ль­ко опре­де­лен­ные их пред­ста­ви­те­ли - «победители конкурентов», прежде всего, крупные предприятия в какой-либо отрасли. Мо­но­по­лия не от­ри­ца­ет сво­их пред­шес­твен­ни­ков, а над­стра­ива­ет­ся над ни­ми и конс­ти­ту­иру­ет эко­но­ми­че­ский строй об­щества. «В прак­ти­че­ской жиз­ни мы на­хо­дим не то­ль­ко кон­ку­рен­цию, мо­но­по­лию, их ан­та­го­низм, но так­же и их син­тез, ко­то­рый есть не фор­му­ла, дви­же­ние. Мо­но­по­лия про­из­во­дит кон­ку­рен­цию, кон­ку­рен­ция про­из­во­дит мо­но­по­лию ... Син­тез за­клю­ча­ет­ся в том, что мо­но­по­лия мо­жет де­ржа­ть­ся лишь бла­го­да­ря то­му, что она по­сто­ян­но всту­па­ет в кон­ку­рент­ную бо­рь­бу» [79,Т.4,с.166]. «Кон­ку­рен­ция пе­ре­хо­дит в мо­но­по­лию. Мо­но­по­лия не мо­жет оста­но­вить по­ток кон­ку­рен­ции; бо­ль­ше то­го, она са­ма по­рож­да­ет кон­ку­рен­цию.  ... Про­ти­во­ре­чие кон­ку­рен­ции со­сто­ит в том, что каж­дый дол­жен же­лать для се­бя мо­но­по­лии, тог­да как все об­щес­тво как та­ко­вое долж­но те­рять от мо­но­по­лии и по­это­му долж­но ее устра­нить  ...» [79,Т.1, с.559-560]. Дан­ные по­ло­же­ния ве­ко­вой дав­но­сти не по­те­ря­ли свое­го зна­че­ния и се­го­дня. В свя­зи с этим не­об­хо­ди­мо всесторонне изу­чать эту фор­му при­ви­ле­гий.

Монополии возникают не  внезапно, а на основе процесса, который можно показать  следующими формами рынка:

                       по­ли­по­лия ® оли­го­по­лия ® ду­опо­лия ® монополия.

Тер­мином  «по­ли­по­лия» называют свободный рынок. Последний  со­хра­ня­ет­ся ограниченно в ка­че­стве пе­ре­жит­ка. На его осно­ве воз­ни­к собс­твен­но ры­нок ка­пи­та­ла 5 тыс. лет на­зад и 500 лет на­зад  -  ка­пи­та­ли­сти­че­ский ры­нок. Да­лее он транс­фор­ми­ро­вал­ся в оли­го­по­ли­сти­че­ский и, тем бо­лее, ду­опо­ли­сти­че­ский и мо­но­по­ли­сти­че­ский. В сис­те­ме они об­ра­зу­ют со­вре­мен­ный ры­нок, на ко­то­ром гос­подс­тву­ют мо­но­полии.                       

Слово «монополия» используют в двух смыслах. Пер­вый  -  уз­кое зна­че­ние,  заключается в обо­зна­че­нии им «единс­твен­но­го про­дав­ца». Вто­рой  -   обо­зна­че­ние им гос­подс­тва круп­ных про­дав­цов и по­ку­па­те­лей на рын­ке вне за­ви­си­мо­сти от их числа.  

ПОЛИПОЛИЯ   -  ры­нок свободной кон­ку­рен­ции, ког­да име­ет­ся мно­же­ство про­дав­цов и по­ку­па­те­лей. Это  -  ис­ход­ное со­сто­яние рынка.  На­ча­лом воз­ни­кно­ве­ния мо­но­по­лии яв­ля­ет­ся  ста­но­вле­ние гос­подс­тва огра­ни­чен­но­го кру­га субъ­ек­тов рын­ка. Ког­да в от­рас­ли


Предыдущая Следующая