Предыдущая Следующая
МГНОВЕННОЕ
равновесие достигается лишь повышением цен при росте спроса на товары и
неизменном предложении. В таком случае все издержки - «в прошлом», а
поэтому они постоянны. Появление моды
ведет к быстрому спросу на товар при невозможности быстрого изменения
предложения на товар. Неизменность предложения на товар при быстром
росте спроса ведет к росту цен. В таком случае линия спроса вертикальна.
КРАТКОСРОЧНОЕ
равновесие имеет место тогда, когда растет постоянно спрос на товары
и соответственно растет его предложение ввиду более полного использования
мощностей действующих предприятий и интенсивности труда, производства
(интенсивный фактор, число предприятий не меняется). Линия спроса
наклонена. Издержки делят на постоянные и
переменные.
ДОЛГОСРОЧНОЕ
равновесие возникает тогда, когда тенденция к росту спроса сохраняется
в течение длительного времени, и в этом случае действует экстенсивный
фактор: строят новые мощности на действующих предприятиях или возникают
новые предприятия по производству данного товара. Все издержки
переменны. Кривая спроса более пологая. Её наклон зависит от исторических
условий: при застойной технологии - горизонтальная
линия, при росте производительности труда - падает, при
убывающей производительности - растет.
Цены
┌──────┴─────┐
постоянны ® динамичны
┌───┴───┐
│ растут
® падают
│ │ │
└─────── │ │
└──────
└──────
Б. КРИВЫЕ РЫНКА ДВУХ
ТОВАРОВ
Битоварный
рынок
Анализ кривых рынка двух товаров позволяет
расширить знание законов рынка свободной конкуренции. Главная цель
такого анализа - выявление
значения заменяемости и дополнения товаров как факторов поведения
покупателя на рынке и потребительского равновесия на основе главных
факторов поведения потребителей (вкусы, цены, доходы).
Анализ поведения
┌────────┴──────┐
покупателя ® продавца
(кривые безразличия (изокванты,
бюджетные линии) изокосты)
|
Заменяемые товары близки
по своим полезностям, например, масло и маргарин. Взаимодополняемые
товары дополняют друг друга, например, автомобиль и бензин. Эти соотнесения
товаров воздействуют на выбор покупателя: если купить автомобиль,
то надо покупать и бензин. Если цены на один выросли, то предпочтут
купить товар-заменитель. Следует иметь в виду аналогичность
анализа равновесия рынка потребителя на основе кривых безразличия
потребителя, бюджетных линий и производителя на основе кривых изокванты
и изокосты. Здесь речь идет о потребителях. Предыдущая Следующая
|