Главная страница

Ссылки

Литература

Мои друзья

Администратор


размести мою кнопку
на своем сайте.


 Юбилейные монеты России

Предыдущая Следующая

                                                                                                   рыночная це­на
      
Плат­ная  по­ль­за по­тре­би­те­лей               
                                                                                                                                                       Д ───────────────── Е

               ВЫГОДА ПОТРЕБИТЕЛЯ = ПОТЕРЯ ПРОИЗВОДИТЕЛЯ

У раз­ных то­ва­ров кри­вые спро­са раз­лич­ны:

        То­вары      

            ┌─────────┴──────────┐

               стан­дарт­ные          ®              не­стан­дартные

                            ┌────┴──────┐

                     низ­ко­ка­че­ствен­ные  ®    пре­стижные

                  (нищих - Гиф­фина) (богатых - Веблена)

                                            
             
      

Со­от­ветс­твен­но вы­яс­ня­ют со­де­ржа­ние основ­ных ти­пов кри­вых спро­са (прил. 6). На пред­ме­ты по­треб­ле­ния бо­га­тых кри­вые спро­са вы­ше и бо­лее вер­ти­ка­ль­ны, а у бед­ных они ни­же и бо­лее го­ри­зон­та­ль­ны. Кри­вые на пре­стиж­ные то­ва­ры име­ют дву­на­прав­лен­ное из­ме­не­ние спро­са в за­ви­си­мо­сти от из­ме­не­ния це­ны: пер­во­на­ча­ль­но рост цен ве­дет к рос­ту спро­са, а за­тем - к па­де­нию спро­са. То­ва­ры ни­щих име­ют иную кри­вую - с по­ло­жи­те­ль­ным на­кло­ном: по ме­ре рос­та цен на эти то­ва­ры рас­тет спрос на них. Та­кие то­ва­ры на­зы­ва­ют то­ва­ра­ми Гиф­фи­на. Речь идет о том, что к та­ким то­ва­рам от­но­сят­ся са­мые малокачественные пред­ме­ты по­треб­ле­ния (на­при­мер, кар­то­фель). Ес­ли рас­тут це­ны на этот про­дукт пи­та­ния, то име­ет­ся в ви­ду, что так­же рас­тут це­ны и на дру­гие про­дук­ты пи­та­ния. В та­ком слу­чае ни­щие вы­нуж­де­ны от­ка­зы­ва­ть­ся от по­куп­ки бо­лее ка­че­ствен­ных про­дук­тов пи­та­ния и на­прав­лять все свои до­хо­ды на по­куп­ку ма­ло­ка­че­ствен­ных то­ва­ров, хо­тя их це­ны и рас­тут. В ре­зу­ль­та­те  рост цен на эти то­ва­ры ве­дет к рос­ту ве­ли­чи­ны спро­са на них. Па­ра­докс то­ва­ров Гиф­фи­на воз­ни­ка­ет для по­ку­па­те­лей с низ­ким уров­нем до­хо­да при бо­ль­шом уде­ль­ном ве­се рас­хо­дов на не­ка­че­ствен­ные то­вары.

При ана­ли­зе спро­са об­ра­ща­ют вни­ма­ние на сте­пень воз­дейс­твия из­ме­не­ний це­ны на из­ме­не­ние ве­ли­чи­ны спро­са. Для это­го ис­по­ль­зу­ют по­ня­тие «элас­тич­ность». Элас­тич­ность - ме­ра ре­ак­ции од­ной ве­ли­чи­ны на из­ме­не­ния дру­гой. Для ее опре­де­ле­ния обыч­но пред­по­ла­га­ют пря­мую ли­нию как пре­де­ль­ную сте­пень аб­стра­ги­ро­ва­ния от ре­аль­но­го спро­са.


Предыдущая Следующая