Предыдущая Следующая
рыночная цена
Платная польза потребителей
Д
─────────────────
Е
ВЫГОДА ПОТРЕБИТЕЛЯ
= ПОТЕРЯ ПРОИЗВОДИТЕЛЯ
У разных товаров кривые спроса различны:
Товары
┌─────────┴──────────┐
стандартные ® нестандартные
┌────┴──────┐
низкокачественные ® престижные
(нищих - Гиффина) (богатых - Веблена)
Соответственно
выясняют содержание основных типов кривых спроса (прил. 6).
На предметы потребления богатых кривые спроса выше и более вертикальны,
а у бедных они ниже и более горизонтальны. Кривые на престижные товары
имеют двунаправленное изменение спроса в зависимости от изменения
цены: первоначально рост цен ведет к росту спроса, а затем - к падению
спроса. Товары нищих имеют иную кривую - с положительным
наклоном: по мере роста цен на эти товары растет спрос на них. Такие товары
называют товарами Гиффина. Речь идет о том, что к таким товарам относятся
самые малокачественные предметы потребления (например, картофель). Если
растут цены на этот продукт питания, то имеется в виду, что также растут
цены и на другие продукты питания. В таком случае нищие вынуждены
отказываться от покупки более качественных продуктов питания и
направлять все свои доходы на покупку малокачественных товаров, хотя
их цены и растут. В результате
рост цен на эти товары ведет к росту величины спроса на них. Парадокс
товаров Гиффина возникает для покупателей с низким уровнем дохода
при большом удельном весе расходов на некачественные товары.
При
анализе спроса обращают внимание на степень воздействия изменений
цены на изменение величины спроса. Для этого используют понятие
«эластичность». Эластичность - мера реакции
одной величины на изменения другой. Для ее определения обычно предполагают
прямую линию как предельную степень абстрагирования от реального
спроса. Предыдущая Следующая
|